Инвестиционные качели

Насколько реально привлечь 34 млрд долларов до 2025 года

На двенадцатом по счету Евразийском форуме KAZENERGY под вполне многообещающим названием «Будущее источников энергии: инновационный рост» было озвучено множество не менее многообещающих заявлений его участников. Планы государства по привлечению более $34 млрд зарубежных инвестиций в экономику Казахстана, о которых говорил заместитель министра иностранных дел РК Ермек Кошербаев, разогрели дискуссию вокруг дальнейшего привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

В своем первом Послании народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев заострил внимание на вопросе серьезной активизации работ по привлечению ПИИ, при этом каждый раз акцентируя свое выступление на проблеме возможного ограничения резервов и дальнейшего роста экономики. Кажется, что теперь «лед тронулся», и одна из приоритетных задач исполнительной власти, поставленных президентом в послании, на пути своего логического разрешения. Скорее всего, озвученные заместителем министра иностранных дел меры, которые будут направлены на распределение суммы привлекаемых инвестиций по годам, должны быть восприняты инвесторами с интересом. Нет сомнений в том, что правительство и уполномоченный госорган в лице МИДа, а также региональные власти и корпорации данную работу смогут активизировать. Однако насколько реальной задачей представляется привлечение и доведение ПИИ до $34 млрд, пусть даже до 2025 года? Ведь, как известно, в мире инвестиционная активность переживает временные сложности. С 2015 года инвестиционная активность в ЕС не дотягивает до максимальных исторических уровней. Согласно данным компании CBRE Group, объемы привлеченных иностранных инвестиций в коммерческую недвижимость США в 2019 году упали почти в два раза. В результате чего потенциальные инвесторы ищут средства для сохранности для своих активов. Хотя необходимо отметить, что, несмотря на это, все долларовые инвестиции не перестали поступать в экономики разных стран.

Нефтяной фактор

В Казахстане в последние годы объем привлеченных инвестиций демонстрировал низкий уровень по сравнению с предыдущими рекордными годами. К уровню 2008-2012 годов (согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК, привлечено более $211,78 млрд) инвестиции так и не вернулись. Тогда, как известно, инвестиционный бум в мире был в самом разгаре, и это также коснулось казахстанской экономики. Очевидно, что последовавшее большое падение стало как раз-таки результатом данного бума, случился кризис. Падение инвестиций в основной капитал было небольшим, тем не менее оно было достаточно ощутимым. В целом инвестиционный рост наблюдался до второго квартала 2012 года, кстати, тогда он рос быстрее, чем ВВП. Анализ данной ситуации показывает, что для этого было несколько причин. Среди основных из них – снижение рисков инвестиций в казахстанскую экономику, международные рейтинговые агентства повышали рейтинг Казахстана, а также начиная с 2003 года происходил колоссальный рост нефтяных цен. Увеличение рентабельности капитала не только в нефтедобывающем секторе, но и в смежных отраслях, таких как сфера услуг, строительство, стало следствием высоких цен на нефть. Инвестиционный бум, который привел к объему инвестиций в долях ВВП в 2012 году, является максимальным показателем в истории современного Казахстана (ПИИ составили более $28,88 млрд). Это говорит о положительном результате роста цен на углеводороды. В то же время резкое сокращение инвестиций во время кризиса 2008-2009 годов случилось именно вследствие такого «перегрева». Тогда и происходило падение цен на нефть примерно до $40 за баррель. Позже ускоренный темп роста инвестиций стал возможным за счет обратного отскока нефтяных цен. Тогда почти полностью возвратилось валовое накопления основного капитала в долях ВВП. Однако это продлилось недолго, и в 2013-2014 годах произошло снижение инвестиций в основной капитал, хотя нефть была дорогая и стоила более $100 за баррель. Таким образом, значительно меньший уровень инвестиционной активности, чем к рекордному 2012 году, характеризуется нынешнее положение Казахстана. Однако теперь уже сильного падения инвестиций ждать не следует. Стоит вспомнить прогноз Национального банка РК, согласно базовому сценарию: ВВП опустится в 2020 году на уровень около 4%. На практике это падение может оказаться меньшим. Хотя в целом не стоит воспринимать данный расчет в качестве окончательного прогноза. Что можно сказать с уверенностью, так это то, что импортные товары станут той частью, на которую будет приходиться снижение инвестиций. И, соответственно, чистый экспорт в случае его роста положительно отразится на темпах роста ВВП в 2020 году.

Приемлемо, когда мало

Стоит вспомнить, что инвестиционная активность и ее высокий уровень перед кризисом 2008-2009 годов и в 2012 году воспринимались многими как должное. Вследствие чего достаточно продолжительное время возникают ожидания устойчивого роста инвестиций. В свою очередь, так как темпы роста валового накопления основного капитала в последние годы заметно замедлились, то теперь данное обстоятельство воспринимается в качестве серьезной проблемы для экономики. В связи с чем появляются опасения по поводу продолжительных лет экономического застоя. Однако это не обязательный этап, который необходимо пройти. Можно сказать, что последние пару лет адаптации после инвестиционного бума, который был вызван высокими нефтяными ценами, является совокупным выражением низкой инвестиционной активности. Ускоренный темп инвестиций, направленный на обеспечение ввода новых производственных мощностей, происходит в тот момент, когда есть значительные изменения. В их число можно включить технологическое улучшение и повышение нефтяных цен. Но вслед за этим инвестиции в больших объемах перестают быть необходимыми, то есть происходит замедление роста инвестиций и даже может начаться их снижение. Весьма распространенным явлением всегда было замедление роста экономики, которое наступает сразу после достижения пика деловой активности. Многие страны мира без каких-либо негативных последствий для долгосрочного экономического роста испытали на себе замедление роста. Вероятно, сейчас в Казахстане мы наблюдаем именно такую ситуацию. Однако сама по себе низкая инвестиционная активность, наблюдаемая в последние годы, не является опасным сигналом для экономического развития Казахстана. Она больше представляется в качестве естественного процесса приспособления к изменившимся экономическим условиям (в частности, к усредненным и относительно низким нефтяным ценам). Также, кроме циклических колебаний деловой активности, наблюдаемых в развитых странах, за счет технологического прогресса демонстрировались устойчивые темпы роста экономики – в среднем около 3,5-4% в год. Об этом свидетельствуют исторические наблюдения. Возможность существования такой динамики при росте выпуска и инвестиций характерна и для Казахстана. Сложно утверждать о том, когда экономический рост смог бы восстановиться и насколько экономика сможет стать выше потенциального уровня. Обычно падение уровня деловой активности ниже потенциального является следствием кризиса, и теперь весьма вероятно, что рост темпов выпуска и инвестиций уже станет положительным.

На самом деле экономику тормозит…

Казахстан может гордиться большим потенциалом роста. В частности, в стране значительно низким, чем в развитых экономиках, является показатель производительности труда. Также более высокие темпы роста экономики могли бы быть достигнуты за счет реализации структурных и институциональных реформ. В свою очередь интенсивные факторы, увеличение эффективности производства товаров и услуг могли бы способствовать переходу на новую модель роста.

Следовательно, предвестник продолжительного экономического застоя выражен не замедлением инвестиционной активности в последние годы, а текущей экономической конъюнктурой. В том числе это касается тех моментов, когда органы государственной власти применяют протекционистские меры. Иными словами, представление чиновников о необходимости производства всех товаров и услуг только внутри страны тормозят процесс привлечения инвестиций. В результате получаем ограничение возможности технологических заимствований из-за рубежа и конкуренции на казахстанском рынке, а также закрытие источников инвестиций.

Попытка увеличения ПИИ и объема капитала в экономике с помощью искусственных мер обычно не приводит ни к чему хорошему. Предоставлением льгот для неэффективных секторов, расширением доли госсектора в экономике и осуществлением инвестиционных проектов в обязательном для исполнения порядке, денежно-кредитной экспансией, направлением средств резервного фонда на инвестиции обычно получается обратный эффект.

Таким образом, объяснением процесса снижения инвестиций в последние годы является то, что в предыдущие периоды бума инвестиций было вложено и так очень много финансовых средств. Поэтому сейчас сильного падения инвестиций, так же, как и их наплыва, вероятно, ждать не следует.


Арсен Малтабаров, магистр социальных знаний (мировая экономика)

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤