Валютный переполох
Как могут ужесточить мониторинг сделок в Казахстане?Национальный банк представил поправки, которые затронут валютные операции БВУ. Одна из них предусматривает, чтобы банки за три дня перед осуществлением операций с безналичной иностранной валютой подавали заявки регулятору. После фининституты должны будут отследить целевое назначение этих средств. По мнению аналитиков, такая мера может привести не только к увеличению транзакционных издержек банков, но и притормозить приток иностранных инвестиций в Казахстан.
Усиление мониторинга
Нацбанк с каждым годом все активнее ужесточает правила игры на валютном рынке. На этот раз регулятор планирует усилить мониторинг за валютными операциями в банках. Он разработал соответствующий документ – проект постановления «О внесении дополнения в совместный приказ министра финансов РК от 26 ноября 2014 года и постановление правления Нацбанка РК от 24 декабря 2014 года «Об утверждении требований к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для банков второго уровня и Национального оператора почты».
Согласно этому документу, предполагается обязать БВУ подавать заявки в Нацбанк за три дня перед осуществлением операций с безналичной иностранной валютой. Кроме того, банки должны будут проверить, достаточно ли на счете клиента средств для безналичного обмена валюты. К тому же, по проекту, они должны будут проанализировать целевое использование валюты, приобретенной ранее безналичным способом, и провести анализ источников финансирования операции. При этом финансовый институт вправе сам установить сумму, которую он может обменять. Для физических лиц она не должна превышать $1 млн за последние 30 дней, для юридических – $5 млн. В проекте указывается, что эта инициатива направлена на «противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
По мнению генерального директора DAMU CapitalManagement Мурата Кастаева, ужесточение режима валютных операций укладывается в стратегию Нацбанка: получение большего контроля над валютным рынком. «Регулятор намерен иметь больше рычагов воздействия на валютный рынок. Однако предлагаемые в проекте меры противоречат политике свободного формирования валютных курсов и движения валют. Все меры по ограничению валютных операций лишь увеличивают недоверие бизнеса и населения, свидетельствуют о непредсказуемости регулятора. Так, непонятно, что еще Нацбанк может предложить и внедрить в дальнейшем. На наш взгляд, ограничительные меры на валютном рынке только укрепляют девальвационные ожидания населения и ослабляют веру в тенге», – считает аналитик.
Доля сомнительных операций не превысит 1%
Скорее всего, основная цель проекта – противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма. Между тем, экономический аналитик Асет Наурызбаев уверен, что
эффект от введения мер, предусмотренных в проекте, будет нулевым. «Даже я вижу пару схем, как обойти ограничения, указанные регулятором, что уж говорить о профессиональных террористах. Зато хлопот обычным предпринимателям и банкирам этот проект, если он будет одобрен, прибавит, сильно замедлив реализацию их решений. Более того, это коррупциогенный процесс – «за ускорение» и «за признание доходов» банкирам начнут платить их клиенты», – отмечает аналитик.
В свою очередь, Мурат Кастаев напоминает, что в Казахстане уже действуют правила по сдаче банками отчетности по валютным операциям в Комитет финансового мониторинга Министерства финансов РК. «То есть банки, совершая валютные операции, уже сообщают об определенных валютных сделках госорганам, которые их анализируют. Считаем, что текущее положение дел верное, и можно его совершенствовать. Сомнительные транзакции могут составлять лишь 1% всех операций. И получается, что при внедрении проекта, ради 1% сомнительных платежей будут замедляться и проверяться остальные 99% легальных транзакций», – считает аналитик.
Он уверен, что мера, которая в проекте обязывает БВУ ждать от Нацбанка одобрения по валютной операции, приведет к замедлению деловой активности. «Также эта инициатива может привести к задержкам при совершении валютных операций и увеличению транзакционных издержек банков. На наш взгляд, возможные плюсы от подобного решения не компенсируют его минусов. Банки получают заявки на конвертацию от своих клиентов и это не их функция – запрашивать происхождение средств. В функции Нацбанка не входит анализ этой информации для принятия решения по конвертации валюты. Для этого есть специальные силовые и следственные органы, которые более эффективно ее решат, имея необходимые ресурсы и доступ ко всем информационным базам», – считает Мурат Кастаев.
Банки: сократится продажа валюты
Не все БВУ из топ-10 по активам изъявили желание обсудить проект Нацбанка. Но некоторые все-таки дали свои комментарии: например, в ДБ «Альфа-Банк» считают, что с точки зрения противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, данный проект не уточняет и не усиливает процедуры, связанные с контролем и предотвращением терроризма.
«Этот документ наоборот увеличивает объемы исследуемой работы и времени обработки каждой валютной операции. Если проект будет введен в действие, то могут последовать негативные последствия. Во-первых, сократится продажа валюты со стороны физических и юридических лиц, появится тенденция к сохранению излишков валютных средств и стимулированию появления «черного» валютного рынка. Во-вторых, снизится приток иностранных инвестиций в Казахстан. Так, инвесторы будут ограничены в выводе собственных средств за рубеж. Это в итоге приведет к замедлению темпов роста экономики страны», – отметила главный комплаенс-контролер департамента комплаенс-контроля ДБ «Альфа-Банк» Ардак Мукашева.
Также в банке уточнили, что если проект будет внедрен, то это негативно скажется на деятельности участников рынка ценных бумаг. «К тому может стать меньше возможностей хеджирования рисков по инструментам фондового и денежного рынков», – уточнили в фининституте.
Кстати, глава «Народного банка» Умут Шаяхметова также считает, что если нормы, обозначенные в проекте, будут введены, то это «точно усложнит работу банков». «В настоящее время валютные операции банков и без того прозрачны. В рамках Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» БВУ и так отчитываются по валютным сделкам. Надеюсь, что этот проект регулятора вообще не будет реализован», – отметила Умут Шаяхметова.
Опасения банкиров поддерживает и Асет Наурызбаев. «Напрямую меры, обозначенные в проекте, не скажутся на снижении притока инвестиций в нашу страну. Но общее ухудшение (и ужесточение – Ред.) валютного законодательства, безусловно, снижает интерес инвесторов к Казахстану. Республика и так уже интересна по большей части только «всеядным» китайским инвесторам. Нам необходимо создавать инструменты для инвесторов, а не закрывать для них наш рынок», – считает аналитик.
Впрочем, может пока банкирам не стоит беспокоиться. В Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) заверили, что проект Нацбанка находится на стадии обсуждения с участниками финансового рынка. «При этом у рынка имеется понимание о необходимости определенного уровня контроля валютных операций – платежей и переводов. Однако сама конвертация не является триггером для дополнительных проверок на подтверждение источника денежных средств и их последующего целевого использования. АФК прорабатываются альтернативные консолидированные предложения от участников рынка по данному вопросу», – заметили в ассоциации.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.