Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Финансы
  3. Сколько льготных кредитов оформили казахстанцы

Сколько льготных кредитов оформили казахстанцы

Кому выгодна и как действует программа льготного автокредитования

Автор:
Капитал - Сколько льготных кредитов оформили казахстанцы

Программа льготного кредитования действует в Казахстане с апреля 2015 года. Главные цели программы: предоставить комфортные условия покупки новых автомобилей жителям страны и стимулировать рост отечественного производства. Как результат – создание новых рабочих мест и рост государственных доходов за счет налоговых поступлений производителей, улучшение качества жизни граждан. В мировой практике сама по себе выдача льготных кредитов на покупку автомобилей как инструмент поддержки отечественного производителя не является уникальной. Этот механизм испытан в Южной Корее, некоторых странах Европы и Российской Федерации. Достоинство казахстанской модели в том, что финансирование программы осуществляется на возвратной основе из средств Нацфонда, в то время как зарубежный опыт предусматривает простое субсидирование процентной ставки за счет бюджета. С 2015 года объем финансирования программы составил 42 млрд тенге. В соответствии с лимитами каждый транш распределяется между автопроизводителями. Как работает программа и кого можно отнести к ее интересантам? Оператор программы – Банк Развития Казахстана, он распределяет каждый новый транш между банками второго уровня, контролирует процентные ставки, а также распределение и освоение средств между производителями. Эффективная ставка кредита не превышает 7,5% годовых с учетом затрат на страхование и оформление, первоначальный взнос определяется каждым банком самостоятельно. Стоимость автомобиля, приобретаемого в кредит, не должна превышать 15 млн тенге, в этот лимит укладывается абсолютное большинство автомобилей, производимых в нашей стране. Каков спрос на льготные кредиты? В прошлом году каждый 20-й автомобиль отечественного производства был реализован при поддержке программы льготного кредитования, за год ее участниками стали 3,3 тыс. жителей страны. В общей сложности с 2015 года в рамках программы было реализовано более 13,5 тыс. автомобилей – это, безусловно, существенная доля сбыта отечественных автозаводов. Однако спрос со стороны покупателей кратно превышает возможности программы. Свидетельство тому – скорость освоения каждого транша, который «расходится» в течение двух месяцев. В 2019 году только за первый месяц после получения нового транша реализация составила около 50%.

(данные АО «Банк Развития Казахстана» по состоянию на май 2019 года) Насколько доступна программа? Технически на одобрение каждого кредита требуется менее одной недели, однако сразу после освоения транша в банках образуются очереди на револьверное финансирование в рамках погашения ранее выданных кредитов – клиенты вынуждены ждать одобрения по нескольку месяцев. В определенной степени это также обусловлено распределением лимитов финансирования между двумя автопроизводителями: в рамках 4-го транша по 4 млрд тенге ТОО «СарыаркаАвтоПром» и АО «АЗИЯ АВТО». Каков результат для государства и производителей в частности? Вкупе с расширением модельного ряда отечественных производителей и стабильным макроэкономическим фоном программа льготного кредитования обеспечила рост производственных объемов и показателей продаж. Положительная динамика продолжается на протяжении уже 28 месяцев. В первом квартале текущего года вклад отрасли в ВВП страны вырос на 33,2% - автопром стал наиболее быстрорастущей отраслью казахстанской экономики. То есть главные задачи выполняются, и программа работает. Но за счет чего происходит рост государственных доходов? В чем интерес государства? С 2015 года общий объем налоговых поступлений только двух производителей составил более 12 млрд тенге. 

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром») В то же время среди игроков отрасли наблюдается дисбаланс в отношении фискальной нагрузки и динамики продаж. Большая часть налоговых поступлений за 2018 год – 4,1 млрд тенге, или 55%, пришлась на долю завода «АЗИЯ АВТО».  Общий объем налоговых поступлений всех казахстанских автопроизводителей составил 7,5 млрд тенге за 2018 год. 

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром») По данным за 2018 год, на предприятии в Усть-Каменогорске было создано 100 рабочих мест, средний уровень оплаты труда был поднят на 20% – до 221 тыс. тенге, производительность по добавленной стоимости была увеличена практически вдвое и достигла 51 млн тенге на одного работника. Кроме того, в мае текущего года АО «АЗИЯ АВТО» вошло в рейтинг 100 наиболее прозрачных компаний Казахстана, составленный республиканским деловым изданием. Аналогичные показатели предприятия «СарыаркаАвтоПром» – второго по величине, но лидирующего по росту сбыта продукции, недоступны в открытых источниках. При этом наиболее существенный рост продаж продукции костанайского автозавода сопровождается снижением налоговых поступлений. Влияние деятельности предприятия на общие показатели программы индустриализации также вызвало обеспокоенность сенаторов: «СарыаркаАвтоПром» отнесли к числу проектов, развитие которых затруднено в связи с перепрофилированием производства, экономической нецелесообразностью или банкротством. Очередной транш налоговых поступлений предприятия станет объективным показателем эффективности работы «СарыаркаАвтоПром». При этом по итогам 2018 года завод стал лидером отрасли по объему выручки, а по налоговым выплатам занимает лишь 3-ю позицию.

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром») 

Как повысить эффективность программы?
Закрытая структура налоговых поступлений одного из ключевых автопроизводителей в стране не позволяет в полной мере судить о состоянии предприятия и перспективах рынка. В  связи с этим стоит задуматься: насколько рационально происходит распределение фискальных льгот и инструментов государственной поддержки и что можно получить при их адресном использовании. Кроме того, средства, направленные на поддержку отрасли, должны быть возвращены в виде растущих от объема производства налоговых поступлений. Иначе направленные на поддержку средства становятся субсидиями. Поддержка отечественных производителей является устоявшейся мировой практикой, однако доступ к ее инструментам должны иметь предприятия с эффективной, прозрачной деятельностью, имеющие четкие перспективы развития и экспортный потенциал. *все данные взяты из открытых источников  

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке