Какие нарушения совершают банки?

В Нацбанке рассказали, куда могут обратиться клиенты банков при возникновении проблем

В первом квартале 2019 года Нацбанк применил 59 санкций в отношении банков. Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщил финрегулятор.

Нацбанк выявил следующие нарушения среди банков. В частности, некоторые банки предоставляли заемщику некорректную информацию о ссудной задолженности, неуведомляли созаемщика о наличии просроченной задолженности по займу, не указывали размер просроченной задолженности и последствия невыполнения обязательств по договору банковского займа при направлении уведомления заемщику о просрочки исполнения обязательства. Также часть банков превышали размер неустойки (штрафа, пени) за нарушение обязательства по договору банковского займа, отказывали в выдаче правоустанавливающих документов на предмет залога ввиду некорректного расчета ссудной задолженности. Также некоторые сотрудники банков вели себя недобросовестно при взаимодействии с клиентом банка по телефону по вопросам задолженности по займу, часть банков не соблюдало сроки по предоставлению заемщику на подписание дополнительное соглашение к договору банковского займа при его досрочном частичном погашении", - заметил регулятор.

Также были и такие нарушения со стороны банка:

- несоблюдения очередности погашения задолженности по договору банковского займа;

- отсутствия в уведомлении заемщика о необходимости внесения платежей по договору размера просроченной задолженности;

- не уведомление заемщика о необходимости внесения платежей по договору с указанием размера просроченной задолженности;

- предоставления сведений о заемщике (субъекте кредитной истории) в кредитное бюро без его согласия;

- непредставления, а равно несвоевременного представления в кредитное бюро сведений, полученных от субъекта кредитной истории;

- представления недостоверных сведений в кредитное бюро.

Нарушения со стороны банков по порядку осуществления платежей и переводов денег выявлены нарушения, касающиеся:

- списания денег с текущего счета заемщика по платежному требованию более 50% от поступившей суммы на текущий счет;

- необоснованного изъятия денег по платежному требованию/ необоснованного предъявления платежных требований на взыскание задолженности по займу (при наличии судебного акта);

- несоблюдения очередности исполнения требований третьих лиц, предъявленных к банковским счетам клиента;

- несвоевременного списания денег по платежному требованию;

- изъятия денег с банковских счетов заемщика для списания задолженности по займу без использования платежного требования;

- взыскания с заемщика на основании платежного требования остатка основного долга и вознаграждения по договорам займа сроки выплаты, которых еще не наступили;

- несвоевременного исполнения платежного требования, помещенного в картотеку;

- исполнения платежного требования при наличии распоряжения отправителя о его отзыве;

- списания денег с банковских счетов созаемщиков по договорам банковского займа без использования платежного требования;

- предъявления одновременно нескольких платежных требований в рамках одного договора банковского займа;

- взыскания неустойки по договору банковского займа путем предъявления платежного требования;

- несвоевременного исполнения указания по переводу денег;

- предъявления платежного требования без приложения документов, на основании которых они предъявлены и без указания их реквизитов в назначении платежа.

По порядку обслуживания банкоматов выявлены нарушения, касающиеся:

- несвоевременной выдачи денег банкоматом;

- отсутствия камеры видеонаблюдения в банкомате.

За первый квартал 2019 года общая сумма административных штрафов, предъявленных банкам за нарушения, по которым предусмотрена административная ответственность, составила более 4,5 млн тенге.

Договора текущего счета должны содержать следующую информацию:

- тарифы банка (годовое обслуживание банковского счета и /или платежной карточки за первый год и последующие годы), за снятие наличных денег в банкоматах и кассах банка, за зачисление денег на банковский счет, за осуществление платежей и переводов денег, вознаграждение на остаток денег на банковском счете);

- порядок уведомления об изменениях в тарифах банка;

- порядок взыскания денег с банковского счета без согласия владельца счета;

Договора банковского вклада должны содержать такие данные:

- размер ставки вознаграждения, в том числе ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении (реальную стоимость) на дату обращения;

- порядок изменения размера ставки вознаграждения и способ уведомления об этом;

- возможность пополнения/изъятия вклада;

- порядок досрочного частичного изъятия вклада и расторжения договора вклада;

- порядок пролонгации срочного и сберегательного вкладов после истечения срока, а также условного вклада после наступления тех обстоятельств, с которыми договор банковского вклада связывает возврат вклада (согласно гражданскому законодательству РК, договор банковского вклада считается продленным на условиях вклада до востребования, если иное не предусмотрено договором);

- порядок уведомления вкладчика о невозможности пролонгации договора банковского вклада на условиях, предусмотренных договором, при закрытии депозитного продукта банком.

Договора банковского займа должны содержать:

• размер и порядок расчета годовой ставки вознаграждения, а также условия ее изменения;

• метод погашения, график погашения;

• перечень комиссий и иных платежей, их размеры, которые в конечном итоге влияют на реальную стоимость кредита;

• размер годовой эффективной ставки вознаграждения, которая является показателем реальной стоимости кредита с учетом всех расходов заемщика на получение и обслуживание кредита. Данный показатель служит для сравнения аналогичных кредитов различных банков;

• порядок взыскания задолженности по займу, в том числе без согласия заемщика с его банковских счетов, открытых в банках;

• порядок уступки права (требования) по договору банковского займа третьим лицам;

• передача задолженности на досудебное взыскание и урегулирование коллекторскому агентству.

Если права клиентов банка будут нарушены, то они могут обратиться в Нацбанк РК: письменно по адресу: 050000, г. Алматы, ул. Айтеке би, 67.

Также можно обращаться в Общественную приемную Нацбанка за получением правовой помощи по адресу: г. Алматы, ул. Айтеке би, 67, телефон для справок 7(727)2619213, 7(727) 2788104 вн.5573;

К тому же можно зайти в раздел «Защита прав потребителей финансовых услуг» мобильного приложения «НБК «Online».Это мобильное приложение «НБК «Online» доступно для скачивания на государственном и русском языках в магазинах AppStore и PlayMarket.

Клиенты банков также могут обратиться в филиалы Нацбанка РК: http://www.nationalbank.kz/?docid=1374&switch=russ.

Обратиться можно и к банковскому омбудсману: А15GП8Е2, г. Алматы, пр. Н. Назарбаева д.175 офис 302., тел. +7 (727) 261 22 16, +7 708 983 30 16, е-mail: office@bank-ombudsman.kz, сайт: www.bank-ombudsman.kz

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤