Лайфхак: как не стать жертвой кибермошенников
Советы финансистов и полицейскихВ Алматы резко выросло число мошенничеств в сфере интернет-торговли и операций с банковскими картами. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказали в Департаменте полиции города. В большинстве случаев кибермошенники деньги с чужих карт списывают из-за невнимательности и беспечности владельцев.
«Под определение «мошенничество» подпадают многие незаконные действия в самых различных сферах, в том числе в сфере банковской деятельности, кредитования, недвижимости, мошенничество с деньгами. Ассортимент разнообразных махинаций в наши дни существенно расширяется в основном благодаря приходу в повседневную жизнь современных технологий, таких как интернет, сотовая связь, онлайн-шопинг и банкинг», – говорит начальник управления криминальной полиции г. Алматы подполковник Есен Искаков.
Побеседовав с представителями банков и полицейскими, мы составили список из 10 основных правил безопасности для защиты своей карты от кибермошенников. Некоторые пункты покажутся прописными истинами, но, как показывает практика, нарушение элементарных правил и приводит к потере денег.
1. Храните карту в недоступном месте. Картой могут воспользоваться члены семьи клиента без его ведома. Такие случаи не редкость, рассказывают банкиры. К примеру, с заявлением о пропаже средств обратилась жительница Алматы. Она уверяла, что никому не давала свою карту, не сообщала PIN-код и другую информацию. В результате расследования, проведенного банком, выяснилось, что картой воспользовался ее зять.
2. Хранить в строгом секрете ПИН-код: его нельзя держать записанным на бумаге, не хранить в одном месте с картой, никто не должен видеть комбинацию цифр возле банкомата, не используйте ПИН-код при заказе товаров и услуг по телефону, никто не имеет права спрашивать ПИН-код, даже сотрудники банка. Самый безопасный способ – запомнить свой ПИН-код.
3. Никому ни при каких обстоятельствах не сообщайте CVV-код – это три цифры на оборотной стороне карты. По этой же причине никому нельзя отправлять фото обратной стороны карточки. CVV-код используется только для оплаты в интернете, поэтому данную комбинацию цифр лучше запомнить и заклеить. Сотрудники банка предупреждают, что они никогда не спрашивают CVV-код. Если вас просят продиктовать CVV-код – это явный признак мошенничества.
4. В тайне надо хранить и присылаемые в SMS одноразовые пароли. Они нужны для оплаты товаров или услуг в интернете и могут понадобиться только вам. Если кто-то просит сообщить одноразовый пароль, то он мошенник.
5. Пользуйтесь банкоматами, установленными в безопасных местах: в подразделениях банка, крупных торговых комплексах, гостиницах, аэропортах. Это очень важный пункт особенно в темное время суток, подчеркивают полицейские.
6. Если вам нужна консультация или у вас возникли вопросы, обращайтесь только по номерам телефонов и электронной почте, которые указаны в банковских документах: это могут быть договор или платежные документы.
7. Нужно контролировать движение средств на карте. Для этого банки предлагают использовать SMS-уведомления, онлайн-банкинг, не выбрасывать выписки и квитанции по совершенным операциям.
8. Если вы потеряли карту или ее украли, надо как можно быстрее сообщить в свой банк и заблокировать карту.
9. Вводите номер карты, только если удостоверитесь, что вы действительно на настоящем сайте своего интернет-банкинга. На поддельных сайтах могут быть перепутаны буквы или добавлен лишний символ. Подключение должно быть безопасным – на это будут указывать символ замочка в начале адресной строки и префикс https://
10. Лучше не пользоваться финансовыми сервисами, если ваше устройство подключено к общественному Wi-Fi.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.