ЕАЭС выходит на пенсионный паритет
Каждая страна будет производить пенсионные выплаты за период работы сотрудника на своей территорииМежду государствами-членами ЕАЭС утвержден проект Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся. Об этом сообщил член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тимур Жаксылыков. Соглашение предусматривает обеспечение пенсии работникам на равных условиях независимо от государства-члена ЕАЭС, в котором осуществляется трудовая деятельность. Каждая страна будет производить пенсионные выплаты за период работы сотрудника на своей территории.
«Для определения права на пенсию предусмотрено суммирование страхового стажа за весь период трудовой деятельности на территории ЕАЭС», – сообщил Тимур Жаксылыков.
В основу Соглашения заложен принцип пропорциональности. Он заключается в том, что каждая из стран ЕАЭС будет вести учет трудовой деятельности граждан Союза с уплатой пенсионных взносов на своей территории с последующей выплатой пенсий за такие периоды, как если бы эти граждане проживали в стране трудоустройства.
Все в проекте
В Едином пенсионном накопительном фонде (ЕНПФ) на запрос редакции пояснили, что в настоящее время уполномоченными и компетентными органами в сфере пенсионного обеспечения государств-членов Евразийского экономического союза совместно с ЕЭК ведется работа над проектами Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС и Порядка взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органамигосударств-членов ЕАЭС и ЕЭКпо применению норм Соглашения.
Основной целью Соглашения является обеспечение равных прав в сфере пенсионного обеспечения, а именно, государство-член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение, равный объему прав, предоставляемому гражданам этого государства-члена на аналогичных условиях.
Защита прав трудящихся
Также целью Соглашения является защита приобретенных трудящимися пенсионных прав в странах ЕАЭС, решение вопросов по назначению и экспорту пенсий трудящихся, развитие сотрудничества в пенсионной сфере между государствами-членами ЕАЭС.
После вступления Соглашения в силу граждане стран ЕАЭС получат право формировать, сохранять и реализовывать пенсионные права, приобретенные ими в рамках трудовой деятельности в государствах-членах ЕАЭС.
Следует отметить, что в декабре 2018 года было завершено только внутригосударственное согласование проекта Соглашения, о чем было объявлено в январе 2019 года на Коллегии по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). По информации ЕЭК, в ближайшее время проект Соглашения будет рассмотрен Коллегией и Советом ЕЭК. При этом еще предстоят работы по проведению внутригосударственных процедур, необходимых для подписания Соглашения государствами-членами ЕАЭС.
Кроме того, на данном этапе продолжается работа над проектом Порядка и разработкой формуляров, необходимых для реализации положений Соглашения.
Слишком много различий
Каждое государство будет определять право на пенсию и исчислять ее размер в соответствии со своим национальным законодательством. При этом для определения права на пенсию предусмотрено суммирование страхового стажа за весь период трудовой деятельности на территории ЕАЭС.
Аналитик Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Владимир Перебоев заметил, что вгосударствах-членах сохраняются значительные различия пенсионных систем, особенно в вопросе присутствия накопительного компонента и его размера, а также пенсионного возраста.
В связи с этим гармонизация национального законодательства государств-членов ЕАЭС в части пенсионного обеспечения в условиях единого союзного рынка труда важна для трудящихся и лиц пенсионного возраста.
Особенно важным при этом является внедрение в рамках ЕАЭС механизма межгосударственного взаимозачета пенсионных начислений трудящимся, легально отработавшим в нескольких государствах-членах Союза. Им должно быть гарантировано получение заработанной пенсии при переезде в другое государство ЕАЭС или возвращении в страну выбытия, убежден эксперт.
Легализация миграционных потоков
Значимым продвижением вперед в этом контексте является завершение внутригосударственного согласования проекта Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС, необходимых для его последующего подписания и вступления в силу.
Соглашение призвано гарантировать трудящимся стран Союза зачет стажа и выплату пенсионных накоплений в соответствии с национальным законодательством страны работодателя, в том числе суммирование всех пенсионных накоплений стран Евразийского союза, в которых трудящийся делал пенсионные отчисления.
Главное не затягивать
Соглашением также должен быть урегулирован вопрос определения величины индивидуального пенсионного коэффициента, который будет применяться при расчете размера пенсии.
Ожидается, что все эти меры будут способствовать улучшению условий труда на территории Союза и легализации миграционных потоков, так как все вышеописанные преимущества доступны только для работающих по официальным трудовым или гражданско-правовым договорам и, соответственно, делающим пенсионные отчисления в местные пенсионные фонды.
Главное, чтобы процесс подписания Соглашения и его вступления в силу не затянулся, так как от этого зависит материальное благополучие сотен тысяч трудящихся по всему Союзу и их семей, считают эксперты.
Миллионы вне системы
Бывший глава Ассоциации пенсионных фондов Айдар Алибаев подчеркнул, что необходимо оценивать предложенные нормы в связке с нынешним экономическим кризисом в ЕАЭС. Однако на практике реализация мер по гармонизации пенсионных норм может затянуться, считает эксперт.
«В Казахстане острая проблема сейчас. В стране 3 млн так называемых самозанятых. Это люди, которые вообще выпадают из системы начисления пенсии. 60% из этого числа женщины. Это больше 15% от всего населения. Какой будет их старость? Мы в будущем рискуем получить колоссальную проблему. Конечно, все эти вопросы несоответствия по выплатам пенсий на пространстве ЕАЭС мог бы решить единый пенсионный фонд в ЕАЭС. Но он невозможен в ближайшие десятилетия», – заметил Айдар Алибаев.
По его словам, у трех основных стран Союза совершенно разные пенсионные системы. В Казахстане (единственная в СНГ) полностью накопительная, в Беларуси советского типа – солидарная, в России – смешанная. Чтобы их свести воедино, нужно все законы менять, систему начисления пересматривать, никто на это не пойдет, считает Айдар Алибаев.
Экономист Петр Своик заметил, что участники ЕАЭС категорически боятся наднациональных органов, поэтому гармонизация пенсионных систем ЕАЭС выглядит пока промежуточным решением. Так как нужны межгосударственные механизмы, чтобы все трудовые книжки признавались в каждой из стран Союза и люди не бегали годами и не доказывали свой стаж в той или иной стране ЕАЭС.
Что придумали страны ЕС?
Стоит отметить, что в мире уже есть пример гармонизации пенсионных систем сразу нескольких стран. Такие нормы действуют в Европейском союзе. Начисление пенсии по возрасту в ЕС происходит так: если человек работал в нескольких странах ЕС, он имеет право получать пенсию и иметь стаж за работу в каждой из этих стран.
При этом обращается он за пенсией в той стране, где живет на момент выхода на пенсию, если человек живет в той стране ЕС, где он никогда не работал, он должен запрашивать пенсию в последней из стран, где работал.
Пенсионный фонд страны, где человек живет, присылает по запросу специальную форму, где указывается весь стаж по странам. Ее нужно сдать в фонд, как минимум, за полгода до наступления пенсионного возраста, чтобы успели сверить все данные в единой системе.
Если в странах, где человек работал, пенсионный возраст наступает в разное время, как это происходит в ЕАЭС, это может вызвать проблемы.
Так, если человек подает на пенсию в 60 лет, как в стране своего гражданства, а в стране пребывания пенсионный возраст начинается позже, то ему будут платить пенсию, но очень маленькую (прожиточный минимум), а нормальную — только по достижении местного пенсионного возраста.
Если человек работал в нескольких странах, то сначала пенсионный фонд каждой из этих стран подсчитывает причитающуюся ему пенсию по своим законам. Затем пенсионный фонд получает данные из других фондов и вычисляет, основываясь на стаже и заработной плате, сколько должен был бы получать человек, если бы он проработал все время в этой стране.