О чем говорит сохранение базовой ставки?
Ликвидность остается ярко профицитнойПервым шагом Нацбанка в этом году стало сохранение базовой ставки на уровне в 9,25%. Главным сигналом от регулятора, содержащимся в комментариях по решению, можно, пожалуй, считать двукратное упоминание о вероятности роста ставки уже на следующем заседании при сохранении волатильности мировых рынков и сырьевых цен и их влиянии на внутренние макроэкономические параметры. При этом заседания по ставке не предусмотрено в феврале, и возможность реагировать на внешнеэкономическую ситуацию, повышая или сохраняя ставку, придется на начало марта.
Январская передышка
Вероятно, повышение ставки вплотную рассматривалось бы уже на этой неделе, если бы на внешних рынках сохранялся декабрьский уровень напряженности. В первую неделю января, однако, произошла определенная разрядка, связанная с ценами на нефть, темпами ужесточения денежно-кредитной политики в США и курсом доллара по отношению к валютам развивающихся стран, в том числе к рублю. В своих комментариях председатель Нацбанка Данияр Акишев отметил, что хотя цена на нефть и находится на уровне около 60 долларов за баррель, это очень далеко от цен октября прошлого года и вероятность реализации рисков, закладываемых в негативных сценариях Нацбанка, выглядит более высокой, чем ранее. Финоегулятор упомянул также о стратегических аспектах, связанных со ставкой, отметив, что уже мартовское решение будет приниматься с учетом таргета, согласно которому инфляция в конце 2020 года должна будет находиться на уровне 4%. С этого года действует новый прогнозный коридор по инфляции 4-6% вместо прежнего в 5-7%, и Нацбанк предполагает, что в 2019 году инфляция будет находиться в его верхней половине между пятью и шестью процентами.
Ситуация с инфляцией по итогам 2018 года достаточно противоречива. Ее уровень в 5,3% выглядит достижением, о котором можно было только мечтать с учетом оценок самого Нацбанка, в момент разворота от смягчения денежно-кредитной политики, упоминавшего, что инфляция по итогам 2018 года с большой вероятностью будет в середине прогнозного коридора, выше или близко к 6 %, и в первые месяцы этого года она с большой вероятностью могла оказаться за пределами коридора. При этом на одной чаше весов снижение инфляционных ожиданий по сравнению с их пиковым сентябрьским уровнем и замедление всех трех инфляционных компонентов: продовольствия, непродовольственных товаров (где казалось бы должен очень быстро срабатывать эффект ослабления тенге) и платных услуг (где, конечно, определенное влияние имеет замораживание некоторых тарифов и усиление госрегулирования на рынке нефтепродуктов). На другой чаше – рост базовой инфляции, из которой «наиболее волатильные и регулируемые позиции» с 6,2% до 6.7%.
Повышение ставки и фискальные стимулы
Решения и комментарии по ставке – это еще и один из ключевых инструментов Нацбанка в дискуссиях внутри экономических властей при принятии подходов для экономики в целом, и месседжем нынешней команды регулятора всегда было подчеркивание необходимости координации денежно-кредитной и фискальных политик. Нацбанк при каждом удобном случае упоминал о необходимости сокращений неэффективных субсидий в экономике и сдержанности в росте бюджетных расходов. Ясно, что второе повышение ставки плохо сочетается со стимулированием роста внутреннего спроса, которое может иметь проинфляционный эффект. По оценкам Данияра Акишева: «основным инфляционным фактором продолжает оставаться расширение внутреннего спроса, которое как в истекшем, так и в текущем году подкрепляется преимущественно фискальными стимулами. Рост реальных доходов населения за 11 месяцев 2018 года составил 4,4%. Расширению внутреннего спроса в 2019 году будут способствовать повышение минимальных заработных плат и снижение налоговой нагрузки для низкооплачиваемых работников». Увеличение объемов потребительского кредитования в ноябре составило 11% в годовом выражении. В 2019 году ожидается наращивание кредитного портфеля темпами выше роста номинального ВВП. Ранее, правда, при оценках ситуации с платежным балансом Нацбанк упоминал об отсутствии предпосылок для потребительского бума, связанного как раз с возможностями розничного кредитования, и снижении прогнозируемого роста импорта с 10 до примерно 3% в результате влияния более низкого уровня нефтяных цен.
В недавно опубликованном «Обзоре инфляции за третий квартал» финрегулятор оценил динамику, связанную с доходами населения, как несколько более сдержанную по сравнению с первым полугодием: реальные денежные доходы населения продолжили рост, но более медленными темпами по сравнению с прошлым кварталом. Фактически все происходящее связано с ростом пенсионных выплат в результате повышения базовой пенсии, а также эффектом низкой базы начала 2017 года. В третьем квартале закончившегося года динамика реальных денежных доходов вернулась на предыдущую траекторию. В сентябре 2018-го по сравнению с соответствующим периодом 2017 года реальные денежные доходы выросли на 2,4%. В структуре номинальных денежных доходов населения наблюдался рост по всем компонентам: доходы от работы по найму – на 4,2%, пенсии – на 3,9%, доходы от самостоятельной занятости – на 1,3% и прочих доходов – на 0,5%». В 2019 году, однако, бюджетные стимулы будут значительно сильнее.
Ликвидность остается ярко профицитной
Помимо сохранения ставки, Нацбанк оставил на прежних уровнях обязательства по изъятию и предоставлению краткосрочной ликвидности в 8,25% и 10,25% соответственно. При предыдущих решениях по ставке упоминалась возможность сужения коридора плюс – минус 1%, а также приближения индекса однодневного репо TONIA к уровню базовой ставки (сейчас он находится в основном близко к нижней границе коридора – минус один процент от уровня базовой ставки). Очевидно, ситуация пока не требует стимулирования вложений участников финансового рынка в тенговые активы. Ликвидность удается абсорбировать на нынешних ценовых уровнях, и она не перетекает на валютный рынок. Сальдо превышения изъятия тенговой ликвидности над ее предоставлением Нацбанком превысило 3.2 трлн тенге на день принятия решения по ставке.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.