Как и за счет чего растет рынок платежных карт

Инструмент получения зарплаты становится платежным средством

Решить вопрос с теневой экономикой поможет переход на безналичные платежи. Об этом Нурсултан Назарбаев сказал, озвучивая ежегодное Послание 5 октября текущего года. Борьбой с теневой экономикой, по поручению Главы государства, займется Комитет финансового мониторинга. «Мы должны стремиться к „безналичной экономике“. Здесь следует опираться не только на репрессивные, но и стимулирующие инструменты, например, поощрять бизнес к использованию безналичного расчета. Завершение интеграции налоговых и таможенных информсистем повысит прозрачность администрирования», — подчеркнул Президент.

Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz решил выяснить, как сейчас обстоят дела с развитием рынка платежных систем и безналичных платежей, каковы перспективы и точки роста в этом сегменте.

Статистика последних лет показывает существенное изменение устоявшейся практики расчета наличными деньгами и постепенный переход к использованию платежных карточек для проведения безналичных платежей. Платежные карточки уже не являются чем-то уникальным. За время своего развития рынок платежных карточек стал более доступным, а сопутствующие банковские услуги и предложения более разнообразными. Если раньше большинство потребителей использовали платежную карточку исключительно для получения зарплаты, то сейчас ее постепенно начинают воспринимать как удобное и надежное платежное средство.

Многие держатели карточек смогли оценить преимущества и удобство использования их для оплаты приобретаемых товаров и услуг, в том числе через интернет-среду. Большое влияние на это оказали предлагаемые банками мобильные решения, которые обеспечивают комфортную среду для проведения безналичных расчетов.

Банковский сектор всегда был ориентирован на применение инноваций и современных технологий. Процессы автоматизации приблизили банки к моменту, когда главными каналами взаимодействия с их клиентами стали интернет и мобильная дистрибуция.

Как и прежде, в основном на казахстанском рынке представлены платежные карточки международных платежных систем VISA и MasterCard. На их долю приходится 51% и 32% рынка, соответственно оставшаяся часть рынка (17%) — на другие платежные системы.

Эмиссию платежных карточек фактически осуществляло 26 банков и АО «Казпочта». Количество выпущенных ими платежных карт на 01.09.2018 составило 21,6 млн ед., что больше в 2,3 раза по сравнению с показателями 2011 г. При этом подавляющее большинство карт — дебетные (расчетные) карточки, в том числе используемые в рамках зарплатных проектов.

За 2011−2018 гг. изменилась и структура выпущенных карт банками. До 2018 г. мы можем наблюдать незначительное уменьшение доли дебетных карточек с 88,24% до 81,07%. В период с 2011 г. по 2014 г. наблюдается существенное увеличение доли кредитных карточек более чем в 1,8 раза, с 10,06% до 18,21%, после чего к 01.09.2018 г. их доля снижается до 15,91%. Изменение доли кредитных платежных карточек вызвано в большей степени политикой отдельных банков в изменении кредитного портфеля и увеличении доли краткосрочного кредитования, проводимой до
2015 г. Общее количество эмитированных банками дебетных карточек на 01.09.2018 составило 17,51 млн ед., кредитных карточек — 3,43 млн шт., что больше на 36,6% и на 45,3% соответственно по сравнению данными за 2015 г.

Проанализировав данные по кредитным платежным карточкам, можно сделать вывод, что спрос на них в кризисные периоды повышается. Для многих людей потребность в наличии «кредита в кармане» становится очень актуальной. Однако, несмотря на то что с 2012 г. рынок демонстрировал положительную динамику роста количества и общей доли кредитных карточек, с 2015 г. доля таких платежных карточек сократилась примерно на 4,5%. В то же время с 2016 г. можно наблюдать восстановление упущенных позиций рынка кредитных карточек, динамику роста более чем на 2%.

При этом одним из основных плюсов в использовании платежной карточки являются программы «лояльности», предлагаемые банками. Для повышения интереса клиентов к продукту некоторые банки начали использовать различные способы продвижения — от представления бонусов до прочих преимуществ использования платежных карточек. Одной из самых востребованных опций на сегодня является функция cashback, когда, расплачиваясь карточкой за товары и услуги, клиент получает определенную сумму от совершенной покупки обратно на счет, а значит, экономит на своих тратах.

Платежные карточки все шире используются как платежное средство, а не только для снятия наличных (см. рис. 1).

Доля количества безналичных операций в общей структуре карточных операций за последние три года увеличилась с 33% до 63%. Доля объема таких операций увеличилась с 13,8% до 29%.

Так, за 8 месяцев 2018 г. было проведено 387 млн безналичных операций на сумму 4 432 млрд тенге, что превышает более чем в три раза аналогичные показатели за 2015 г.

В среднем ежемесячно через одну активную платежную карточку производится 10 операций (3 — получение наличных денег, 7 — безналичные операции).

Не менее 95% безналичных операций, осуществленных с использованием платежных карточек, производились через Pos-терминалы и интернет-ресурсы. Объем безналичных операций, проведенных через Pos-терминалы с использованием платежных карточек, составил 2 355,4 млрд тенге, или 53%.

В то же время особого внимания заслуживают транзакции, осуществленные с использованием интернет-ресурсов и мобильных телефонов. Доля объема таких операций составила 1 846,6 млрд тенге, или 42%, в то время как, к примеру, в 2015 г. не превышала и 13%. Во-первых, к транзакциям в онлайне возросло доверие, и в ряде случаев товары и услуги в интернете стали дешевле. Во-вторых, это просто удобнее.

Структура безналичных операций, совершенных с использованием платежных карточек

К тому же региональное развитие казахстанского рынка использования платежных карточек значительно различается.
Наиболее высокие среди остальных областей показатели по объему безналичных операций демонстрируют Алматы, гАстана и Акмолинская область. Жамбылская и Кызылординская области характеризуются наименьшими значениями по показателям объема безналичных платежей среди остальных областей.

Структура операций по получению наличных денег и безналичных операций с использованием платежных карточек за 8 месяцев 2018 г., %

Астана, Алматы и Карагандинская область изначально характеризовались самыми высокими показателями в части концентрации банков, финансовых ресурсов и плотности населения, что позволило рынку платежных карточек и электронных терминалов в данных регионах стать наиболее развитым.

Объем операций по безналичным операциям с использованием платежных карточек в разрезе областей, в млн тенге

Количество электронных терминалов в разрезе областей по состоянию на 01.09.2018 (ед.)

Подытожив результаты проведенного анализа, невозможно не отметить, что казахстанский рынок платежных карточек и использование их для безналичных операций продолжает демонстрировать рост по сравнению с предыдущими годами и является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных сегментов финансового рынка в Казахстане.


При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤