Как Алматы стал местом для демонстрации солидарности центробанков
Одним из главных моментов Конгресса финансистов стала сессия с участием руководителей финрегуляторовОдним из главных моментов завершившегося Конгресса финансистов стала сессия с участием руководителей финрегуляторов. По признанию в телеинтервью председателя Нацбанка Данияра Акишева, отступление от обычного формата было осознанным и в значительной степени срежиссированным, поскольку организаторам хотелось продемонстрировать, что вызовы, стоящие перед казахстанской банковской системой, не уникальны и нахождение ответов на них часто бывает болезненным решением в любой банковской юрисдикции. Симптоматичным выглядел и состав участников дискуссии, и особенно то, какие вопросы сам модерировавший ее г-н Акишев задавал, акцентируя внимание на тех или иных проблемах после завершения основных выступлений.
Непростая модерация
Председателя российского Центробанка Эльвиру Набиуллину он попросил прокомментировать, характерна ли была «боязнь плавания» национальной валюты и для России, и каким образом обеспечивается координация фискальной и монетарной политик. В оценках монгольского коллеги Байартсайхана Надмида наибольший интерес вызывало то, насколько легко было решиться на независимую оценку качества активов банковской системы и в какой степени приемлемо это оказалось для рынка. Параллели с происходящим в казахстанской банковской системе были очевидны и здесь. Заместитель председателя Центрального банка Пакистана Джамиль Ахмад был спрошен о том, применим ли успешный опыт расчетов за торговые операции в юанях к значительно меньшей по объемам торговли, но географически близкой Центральной Азии, что также явно корреспондировалось с темами, активно обсуждаемыми на постсоветском пространстве. Наконец глава узбекского центрального банка Мамаризо Нурмуратов дополнительно комментировал то, решает ли измененное законодательство о валютном регулировании проблему конвертации не только операционных, но и капитальных денежных потоков, что очень важно для банковских «дочек» двух стран, которые потенциально могли бы работать на рынках друг друга.
Свободное плавание и нефть
Отвечая на вопросы, г-жа Набиуллина отметила, что Россия перешла к этой модели в конце 2014 года, Казахстан чуть позже. С тех пор инфляция снижается с максимумов. В России она уже полтора года находится на исторически низком уровне — ниже 4%. Это делает ситуацию предсказуемой для бизнеса и населения. Но центробанки не должны расслабляться, потому что появляются новые риски и нужно держать руку на пульсе. Колебание цен на сырьевые товары — это важный фактор влияния на экономики и финансовые системы Казахстана и России. Плавающий обменный курс дает хорошую возможность адаптации экономики к таким шокам. Но при сильных колебаниях цен на нефть и газ можно столкнуться с неуправляемой волатильностью на валютном рынке. По ее оценкам, при шоках, связанных с колебаниями потока капитала, для стабилизации ситуации недостаточно только плавающего курса, должны быть задействованы дополнительные инструменты по поддержанию финансовой стабильности. Главным образом речь идет о бюджетном правиле, ограничивающем использование в российском бюджете доходов от нефти и газа при определенном уровне цен на нефть. Это похоже на механизм Нацфонда, существующего в Казахстане, и инструмент как раз из области фискальной политики, о координации которой с денежно-кредитной спрашивал г-н Акишев. Среди других комментариев российского центрбанкира можно отметить упоминание о том, что при фиксации курса периоды давления на него могут быть очень длительными и его поддержание требует значительного расходования золотовалютных резервов. Боязнь свободного плавания, по оценкам г-жи Набиуллиной, крайне характерна и для России, но только такая политика позволяет обеспечить определенный баланс различных групп интересов в экономике от экспортеров до импортеров.
Актуальные проблемы и пройденный материал
Г-н Надмид указал, что в момент принятия решения об оценке качества банковских активов было много разговоров, в том числе и в банковском секторе, о том что предлагаемые западные стандарты слишком строги и не применимы к монгольской банковской системе. Центральный банк Монголии, однако, последовательно внедрил эти принципы и выявил существенные проблемы с качеством портфеля, в том числе в двух системообразующих банках. Число участников монгольской банковской системы сократилось в последние годы до 14, очевидно, и под влиянием регуляторной жесткости. Любопытнойтакжевыгляделариторикацентрбанкирао вредности торгового протекционизма и торговых войн и опасностях, связанных с оттоком капитала с развивающихся рынков, адресованная, вероятно, американской администрации, в то время как с позиции защиты универсальности и свободы торговли выступает Центробанк одной из развивающихся стран.
Во внешней торговле Пакистана пока, очевидно, могут расти только расчеты в юанях, что, однако, само по себе немаловажно.
Комментарии главы узбекского регулятора г-на Нурмуратова для казахстанской банковской системы выглядели все же до какой-то степени повторением пройденного материала. Он говорил о решении проблем конвертации сома по всем операциям и поэтапном сокращении присутствия государства в капиталах банков. В Узбекистане создается свой банк развития, через который будут финансироваться приоритетные для государства проекты. Банковская система будет становиться в большей степени частной.
Вопрос о том, насколько центробанковская солидарность и общность подходов, проявленных 15 ноября, будет сильным аргументом в обсуждениях внутри казахстанского финансового сектора, остается открытым. На последовавших сессиях конгресса были весьма оживленные дискуссии и по поводу жесткости надзора в банковском секторе, и стимулирования развития фондового рынка и страхования.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.