Оправдала ли себя пенсионная реформа?
Кадыржан Дамитов в интервью Капитал.kz рассказал о пенсионной системе Казахстана и промежуточных результатах за 20 летНакопительной пенсионной системе Казахстана — 20 лет. Принятая в 1997 году «Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения», а затем и закон «О пенсионном обеспечении в РК» вызывали многочисленные дискуссии в экспертном сообществе. Многие казахстанцы просто не верили в то, что когда-то в будущем смогут получать достойную пенсию за счет тех средств, которые государство обязывало отчислять с зарплаты. Тем не менее Казахстан все-таки принял нелегкое решение перейти от солидарной системы к смешанной модели пенсионного обеспечения, основанной на накопительном компоненте. И сделал это первым на всем постсоветском пространстве. С тех пор в республике действует многоуровневая пенсионная система: солидарный компонент, обязательная накопительная часть и добровольные взносы. Об основных этапах развития и достижениях пенсионной реформы в интервью «Капитал.kz» рассказал Кадыржан Дамитов, в прошлом председатель Национального банка Республики Казахстан (1998−1999 гг.), а ныне — член совета директоров — независимый директор АО «Единый накопительный пенсионный фонд».
— Кадыржан Кабдошевич, почему Казахстан первым из СНГ решился на проведение пенсионной реформы? Какие факторы повлияли на это решение?
— После обретения Казахстаном независимости в республике действовала солидарная или распределительная пенсионная система, доставшаяся в наследство от Советского Союза. Главный принцип такой системы — солидарность поколений, когда работающее население обеспечивает пенсионеров. Наиболее актуальной социальной проблемой в мире до сих пор остается старение общества, которое приводит к уменьшению соотношения работающих граждан и пенсионеров. Это, в свою очередь, влечет дисбаланс в поступлениях и выплатах в рамках солидарных пенсионных систем. Именно поэтому многие страны осуществляют переход от распределительной к накопительной или к смешанной модели пенсионной системы. И Казахстан — не исключение.
Более того, в нашей стране пенсионная реформа также была обусловлена макроэкономической ситуацией. Вспомните, в 90-х годах ухудшились почти все экономические и демографические показатели. В республике наблюдался дефицит продуктов первой необходимости, многие предприятия и производства закрывались, людям месяцами не выплачивались заработные платы, увеличивалось число безработных, задерживались и выплаты пенсий. В 1992 году страну сотрясала гиперинфляция, которая по данным Агентства РК по статистике, составляла 2960,8%. Снизить ее получилось только к 1995 году, тогда она составила 60,3%.
Распределительная пенсионная система стала не способной обеспечить минимальные потребности большинства пенсионеров, в силу большой нагрузки на экономику и бюджет нашей страны того времени. Имел место и такой демографический нюанс: в послевоенные годы наблюдался взрыв рождаемости. В то время как в 90-е годы в большинстве республик бывшего СССР, в том числе и в Казахстане, наблюдалось ее сокращение при увеличении числа пенсионеров. В дальнейшем, если бы ситуация в пенсионной системе оставалась бы прежней, нас ждали бы большие социальные потрясения. Все это и вызвало необходимость преобразования действовавшей системы пенсионного обеспечения.
— Почему была выбрана именно чилийская модель?
— В мире существует только две модели пенсионного обеспечения: распределительная, о которой я уже говорил выше, и накопительная. В разных странах функционируют, в силу экономических или исторических факторов, первая или вторая, либо смешанные модели пенсионных систем.
Для решения ряда возникших проблем в пенсионном обеспечении молодого суверенного Казахстана изучался зарубежный опыт накопительных пенсионных систем Чили, Сингапура, Швейцарии. На самом деле накопительный компонент присутствует в пенсионных системах многих стран мира, таких как Гонконг, Малайзия, Австралия, Дания, Перу, Мексика, Уругвай, Колумбия и др.
Казахстанскую пенсионную систему принято было называть чилийской, поскольку при ее внедрении имелись схожие характеристики: обязательность пенсионных взносов в фиксированном размере — 10% от дохода работника, наличие рынка частных пенсионных фондов, а также возможность выбора стратегии управления пенсионными активами. На сегодня присутствует и ряд существенных отличий. К примеру, в Чили нет государственной гарантии по сохранности накоплений, присущей казахстанской модели пенсионного обеспечения. Кроме того, государство выплачивает базовую пенсионную выплату для всех граждан нашей страны, достигших пенсионного возраста.
— Главный принцип накопительного компонента заключается в ответственности граждан за дальнейшую судьбу будущей пенсии: «сколько заработал и накопил — столько и будешь получать». В накопительном компоненте определенная часть — инвестиционная составляющая: поступающие взносы инвестируются на финансовых рынках и приносят доход. При этом фондовый рынок получает долгосрочный капитал, который через различные финансовые инструменты обеспечивает развитие отраслей отечественной экономики.
Пенсионная реформа в Казахстане была задумана и реализована таким образом, чтобы отчисления, которые вносили и вносят в настоящее время работающие граждане, поступали на индивидуальный пенсионный счет каждого казахстанца. То есть, чтобы люди в дальнейшем получали пенсионные выплаты в соответствии со своим трудовым стажем и доходами. При этом, поскольку на момент проведения реформы в 1998 году граждане не имели индивидуальных пенсионных накоплений, обязательства по выплате пенсий за счет солидарного компонента были сохранены за государством. Речь идет о гражданах, которые имеют, как минимум, полугодовой трудовой стаж до 1 января 1998 года.
— Как население тогда восприняло пенсионную реформу? Не затруднялось ли оно с выбором 1 из 14 действовавших на протяжении нескольких лет накопительных пенсионных фондов?
— Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» вступил в силу 1 января 1998 года. Именно эта дата является днем рождения накопительной пенсионной системы независимого Казахстана. Первым участником на рынке пенсионных услуг стал Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ). Он был создан в сентябре 1997 года, а 19 января 1998 года в ГНПФ поступил первый обязательный пенсионный взнос. Вскоре появились и частные накопительные пенсионные фонды, однако первенство несколько лет все равно оставалось за Государственным накопительным пенсионным фондом. Так что изначально у населения как такового выбора не было, ГНПФ до 2003 года оставался фондом по умолчанию. Нельзя сказать, что сразу сложилось и понимание того, что теперь каждый будет копить себе на пенсию самостоятельно. Многие относились к обязательным взносам как к налогу. И, к сожалению, несмотря на большую разъяснительную работу, проводимую как на заре пенсионной реформы, так и сейчас, многие еще относятся подобным образом до сих пор.
— Насколько необходимо и целесообразно, на ваш взгляд, было слияние частных накопительных пенсионных фондов?
— С появлением частных накопительных пенсионных фондов у граждан появился выбор — кому доверять свои накопления. Конкуренция на пенсионном рынке Казахстана сначала давала вполне положительный эффект, но со временем у отдельных НПФ начали проявляться уязвимые места. Периодически проявлялась «нездоровая» конкуренция, когда фонды не вовлекали в накопительную пенсионную систему новых клиентов, а переманивали их друг у друга.
Зачастую в погоне за большой прибылью частные пенсионные фонды вкладывались в рисковые инструменты, но вместо этого они оказывались в убытке. Агрессивная инвестиционная политика НПФ и произошедший кризис в экономике страны привели к убыткам, которые несли в первую очередь вкладчики — обычные граждане, недополучая доход на накопления. Все это, к сожалению, не только дискредитировало отдельные фонды, но и подрывало доверие населения к накопительной пенсионной системе в целом. При этом, выражая свое личное мнение, хочу отметить, что, возможно, нужно было существенно повысить требования к частным пенсионным фондам, чтобы остались только самые сильные и прозрачные фонды, а те, в которых был неадекватный уровень корпоративного управления, закрылись, а их акционеры восполнили бы убытки по проблемным активам.
— Что дало создание Единого накопительного пенсионного фонда и передача активов в «одни руки»?
— В 2013 году на базе ГНПФ был создан Единый накопительный пенсионный фонд, которому были переданы пенсионные активы и обязательства частных накопительных пенсионных фондов. В итоге — прекратилась миграция вкладчиков из одного фонда в другой и стало логичным действие государственной гарантии сохранности пенсионных взносов с учетом уровня инфляции. Поскольку теперь государство в лице правительства, как единственного акционера ЕНПФ и Национального банка, как инвестиционного управляющего, отвечают за сохранность пенсионного капитала. Кроме того, создание ЕНПФ позволило сократить операционные и административные расходы. Уровень комиссионных вознаграждений был значительно снижен по сравнению с комиссиями, взимаемыми частными фондами. К тому же устранен риск совершения заведомо убыточных сделок с аффилированными лицами.
Сейчас после создания единой базы вкладчиков, оздоровления портфеля финансовых инструментов ЕНПФ снова рассматривается вопрос о выводе на пенсионный рынок нескольких игроков в виде компаний по управлению пенсионными активами (КУПА), но однозначного решения пока нет. При этом ЕНПФ останется единым оператором и администратором всех финансовых потоков. Таким образом, сохранится государственный контроль над пенсионными накоплениями.
— Одной из задач пенсионной реформы было заложить основы развития фондового рынка в Казахстане. Как вы думаете, получилось?
— Накопительные пенсионные фонды стали долгосрочными институциональными инвесторами, которые были основными покупателями ценных бумаг казахстанских эмитентов. Именно это в свое время дало толчок развитию и экономическому подъему начала 2000-х годов. Следует отметить и активное участие пенсионных фондов в программе «Народное IPO», что, безусловно, способствовало развитию фондового рынка Казахстана. Однако дальнейшие кризисные моменты как на мировом, так и на отечественном финансовых рынках отразились на состоянии компаний-эмитентов и сказались на доходности пенсионных фондов, чье инвестиционное управление было признано в конечном итоге неэффективным.
С уходом с рынка частных НПФ, которые являлись листинговыми компаниями, естественно, уменьшилось количество членов биржи. Сегодня все финансовые потоки сконцентрированы в одном мощном инвесторе в лице ЕНПФ.& В связи с этим существенно изменился порядок принятия решений по инвестированию пенсионных активов. В частности, с 2016 года органом, определяющим стратегические направления инвестирования пенсионных активов, является Совет по управлению Национальным фондом РК.& Инвестиционная декларация утверждается правлением Национального банка, а перечень разрешенных финансовых инструментов — Правительством Казахстана.
Все эти процессы и это далеко не исчерпывающий перечень, нацелены, прежде всего, на сохранность пенсионных накоплений граждан. Политика управления пенсионными активами — умеренно-консервативная. Стоит отметить, что за этот период существенно повысилось качество управления пенсионными активами, снизилась доля рисковых инструментов, повысилась доходность пенсионных активов в сравнении с инфляцией. В то же время произошло постепенное снижение активности на внутреннем фондовом рынке. Это связано с ограничением доступа к пенсионным активам участникам рынка, не имеющим соответствующих рейтингов. Как я уже говорил, сейчас разрабатываются предложения по внедрению в структуру пенсионного рынка компаний по управлению пенсионными активами, и они, на мой взгляд, могут придать новый импульс развитию фондового рынка в целом.
— Кадыржан Кабдошевич, как вы можете оценить состояние пенсионной системы Казахстана сегодня, спустя 20 лет после проведения реформы? Удалось ли достичь поставленных целей?
— Давать оценку состоятельности системы пока рано, так как должно пройти больше времени, чем 20 лет. Как минимум — еще столько же. Любая система должна пройти хотя бы один полный цикл, чтобы можно было оценить ее эффективность и точно ответить на вопрос о достижении целей, которые были заложены 20 лет назад. Если говорить о промежуточных результатах на сегодняшний день, то следует отметить, что многоуровневая пенсионная система успешно функционирует и уже подтвердила верность сделанного выбора.
Помимо создания справедливой пенсионной системы реформа должна была решить ряд экономических задач, в том числе уменьшить нагрузку на государственный бюджет. С этой целью накопительная пенсионная система справилась. Поэтому сегодня нет необходимости радикально отходить от действующей пенсионной модели, принципы которой, по сути, справедливы. Тем более что к казахстанцам постепенно приходит осознание того, что будущая пенсия во многом зависит от них. Кроме того, сейчас наблюдается положительная доходность от инвестирования пенсионных активов, что позитивно сказывается на увеличении накоплений.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.