Пластиковые карты для благотворительности и преступлений

Что пишут о пластиковых картах СМИ и пользователи соцсетей в РК

«Агентство «Медиа-Систем» проанализировало сообщения о банковских картах, которые разместили в Интернете пользователи и СМИ Казахстана в период с 5 по 16 апреля. В тройку наиболее упоминаемых банков попали «Сбербанк», «Казком» и «Альфа-банк». Чаще всего пластиковые карты упоминаются в связи с благотворительностью, рекламой банковских / платежных услуг или преступлениями.С 5 по 16 апреля была размещена 951 публикация. Большая часть из них (82,9%) были сделаны в соцсетях. На долю новостей пришлось 16,5% публикаций. Чаще всего про пластиковые карты говорили в Facebook (36%) и во «Вконтакте» (26%).

Бренды

Лидером по упоминаемости в теме пластиковых карт стал «Сбербанк»: название банка фигурировало в 321 сообщении. На втором месте оказался «Казком», который упоминался в 225 сообщениях. Также в топ-5 по числу упоминаний вошли Альфа-банк (116), «Народный банк» (107) и Kaspi (101).

С другой стороны, лидером по аудитории (количеству пользователей, которые потенциально могли видеть сообщение) лидирует «Казком» (чуть более 250,5 тыс. пользователей). На втором месте — «Народный банк». Потенциальная аудитория, которая могла бы видеть сообщения о нем, составляет почти 187 тыс. пользователей. Банк Kassa Nova замыкает тройку лидеров с показателем почти 178 тыс. пользователей. На четвертом и пятом местах — «Сбербанк» (141,6 тыс.) и Fortebank (93 тыс.) соответственно.

Интегрированная система АМС показала, что больше всего откликов (лайков, комментариев и перепостов) собрали сообщения, где упоминался «Сбербанк» (2517), «Казком» (1792) и Kaspi (1500).

Сопоставление данных по количеству публикаций и вовлеченности показывает, что наибольший интерес пользователей вызывали публикации о банке Kaspi: средняя вовлеченность на один пост составила 14,8 (лайков, комментариев и перепостов). На втором месте по резонансности сообщений находится «Народный банк» с показателем 9,1. Каждое сообщение о «Казкоме» собрало в среднем 8 лайков, комментариев и перепостов (это третье место), о «Сбербанке» — 7,8, о «Евразийском» — 6,8.

О банковских картах в Алматы пишут больше, чем в Астане, но разрыв невелик: доли сообщений составляют 28% и 21% соответственно. На третьем месте по количеству опубликованных сообщений находится Уральск с долей 8%. Если сравнивать регионы, то после Алматы и Астаны о пластиковых картах чаще всего говорят в Карагандинской области (9,4%). Еще один любопытный момент: в Восточно-Казахстанской области о банковских картах чаще говорят не в Усть-Каменогорске, как можно было бы предположить, а в Семее и Рудном.

Четверть всех публикаций о банковских картах оставили пользователи в возрасте 35−44 года. На втором месте — пользователи в возрасте 25−34 года и старше 55 лет, на их долю пришлось по 21,5% сообщений. Две трети авторов — это женщины.

Темы сообщений

В публикациях о пластиковых картах можно выделить шесть основных тем: помощь, реклама банковских и платежных услуг, кражи и мошенничества, полезные советы и криптовалюта.

Система АМС показала, что в 40% сообщений о банковских картах они упоминаются, когда люди просят о помощи. В большинстве случаев родственники собирают деньги на лечение детей. Защитникам животных деньги нужны, чтобы поддержать работу приютов для собак. Еще один вариант просьб о помощи — собрать деньги на проект: «Сейчас, мы нуждаемся в средствах, чтобы запустить качественные курсы для детей, и самое главное, чтобы эти курсы сделать доступными и я уверен на все 100%, что мы очень хорошо повлияем на развитие IT направления в ближайшие пять лет. Все, кто хотят нам помочь, и хотят дать толчок развитию компьютерного образования среди детей, хочу попросить о финансовой поддержке».

За исследуемый период в соцсетях и СМИ было опубликовано 226 сообщений, рекламирующих карточные продукты банков и привязанные к картам платежные сервисы. Любопытно, что казахстанские пользователи и СМИ публиковали новости об услугах не только казахстанских, но и российских банков, например, «Тинькоффа», «Райффайзена», «Ренессанса» и других.

Третья по упоминаемости тема в связи с банковскими картами — мошенничество, обман и технологические уловки, позволяющие преступникам украсть деньги. Об этом было опубликовано 137 сообщений. В них, как правило, описывается схема, которую используют злоумышленники, чтобы похитить деньги с пластиковых карт: «Департаментом внутренних дел по г. Астана расследуются уголовные дела по фактам мошенничества, совершенные посредством услуги „Интернет-банкинг“. К примеру, потерпевшая размещает объявление о продаже норковой шубы и на ее телефон приходит сообщение от неизвестного посредством WhatsApp Messenger о намерении купить шубу. В ходе переписки неизвестный, ссылаясь на то, что находится в другом городе и готов перечислить оплату на карточку, а товар забрать позже. Потерпевшая передает данные своей карточки сообщением через WhatsApp, после чего на ее абонентский номер приходит СМС-сообщение с кодом доступа к личному кабинету интернет-банкинга. Ничего не подозревая, потерпевшая передает цифры кода доступа, а через несколько минут ей приходит смс-уведомление о списании всех денежных средств на чужой карточный счет. После мошенник блокирует номер и отключается».

Есть и более высокотехнологичные способы украсть деньги: «Всего одна секунда требуется злоумышленнику для кражи данных вашей бесконтактной банковской карточки, если на его смартфоне установлено бесплатное приложение из Google Play, и у него есть шанс поднести свой гаджет достаточно близко к вашему карману, сообщает британский портал The Sun. Журналисты издания провели эксперимент — установили на свои смартфоны и планшеты соответствующее приложение и проехались по людным местам Лондона, попутно сканируя гаджетами кошельки и карманы граждан. Всего лишь взмах рукой мимо кармана с картой — и бесплатное приложение мгновенно считывало данные. Если же банковский пластик был погребен в завалах женской сумочки, то задача значительно усложнялась. Как пишет портал, приложение считывает номер бесконтактной карты, а также даты ее выдачи и истечения срока действия. Оно неспособно считать секретный индивидуальный трехзначный код CVV, однако для многих платежных операций этот код не нужен. В частности, там, где уже в ходу системы бесконтактной оплаты телефонами и картами, когда ты просто подносишь свое устройство к считывающему терминалу — и платеж осуществлен, этот вид мошенничества набирает обороты».

Почти 13% сообщений так или иначе были связаны с внедрением технологических новшеств в сфере платежей с использованием банковских карт: «В будущем перечень услуг будет пополняться. Дополнительно к привычным формам онлайн оплаты банковской картой, клиенты Государственной корпорации на сайте Fastpay.kz получили возможность оплаты электронными кошельками „WebMoney“, „Qiwi“ и „WalletOne“. После оплаты услуги клиент получает электронный чек, подтверждающий факт оплаты со стороны расчетного банка и платежного шлюза электронного правительства».

В группе сообщений, условно названной «Полезные советы», пользователи и СМИ делятся рекомендациями о том, какой образ жизни надо вести, чтобы избежать лишних трат, конфликтов с банками и не попасть в неприятную ситуацию. И чего ждать, если все же неприятности с банковскими картами произошли: «Довольно распространенная житейская ситуация — человек по каким-либо причинам переходит на обслуживание в другой банк. А обнуленные кредитные карточки старого банка выбрасывает. Но через некоторое время на них (точнее на банковском счете, который не был закрыт) появляется отрицательный баланс — банк списал деньги за годовое обслуживание. И потом по схеме, описанной в первой уловке, на эти деньги НАБЕГАЮТ -- проценты, штрафы, пени и т. д. А потом, когда набежала кругленькая сумма, банк звонит -- бывшему клиенту. Противоядие: Чтобы не попасться на эту уловку, необходимо просто ЗАКРЫТЬ — свой Счет в банке. Для этого необходимо прийти в его офис и написать заявление. И, конечно же, не забыть ПОЛУЧИТЬ -- справку, что счет закрыт. И эту справку -- ХРАНИТЕ».

За период исследования система АМС выявила 22 сообщения пользователей, которые остались недовольны сервисом по пластиковым картам. Причины недовольства разнообразны: долгие банковские процедуры и перемещения документов и людей, которые идут вразрез с имиджем высокотехнологичного (то есть быстрого и беспроблемного) банковского обслуживания; комиссии, о которых клиент не был уведомлен; неожиданные блокировки карт из-за ошибок госорганов; ошибки банков при взаимодействии клиента и третьей организации; недовольство размером кэшбэка; необходимость оплачивать услуги наличными даже в отделениях банка: «В нашем жилом комплексе 21 дом на 5000 квартир, в которых живет в совокупности 18 000 человек и есть где-то 50 всяких магазинов, салонов красоты и прочего мелкого бизнеса И представьте — на весь этот по сути мини-город всего 1 магазин, где стоит pos-терминал и принимают банковские карты! Это у нас коммерсанты такие недалекие (не понимают что теряют клиентов) или банки плохо работают с ними? Цифровизация экономики и переход населения на безналичные платежи? не, не слышал».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤