Энтони Эспина: Нацбанку удалось главное
Акционеры докапитализируют банки, а долговой рынок будет обеспеченАТФБанк стал одним из четырех банков, участвующих в Программе повышения финансовой устойчивости банковского сектора. 18 октября в торговой системе Казахстанской фондовой биржи (KASE) были проведены специализированные торги по размещению субординированных облигаций АО «АТФБанк». Объем выпуска облигаций составил 100 млрд тенге со сроком обращения 15 лет под 4% годовых. Что намерен делать банк с выделенными средствами и как будет развиваться дальше? Об этом «Капитал.kz» рассказали руководители финансового института.
На каких условиях выделены деньги?
Банк и его акционер представили план мероприятий на следующие 5 лет по повышению финансовой устойчивости, улучшению качества активов, а также обязательства по докапитализации банка.
Отличие новой казахстанской программы повышения финансовой
устойчивости банков в том, что она предусматривает солидарное участие
акционеров по докапитализации банков. Так, акционер АТФБанка
также увеличит собственный капитал банка на сумму 50 млрд тенге до 2022 года.
Кроме того, чтобы стать участником программы, банк уже должен быть достаточно
крупным и иметь размер собственного капитала не менее 45 млрд тенге.
Как рассказал председатель правления АТФБанка Энтони Эспина, по условиям программы, полученные деньги банк сразу должен был инвестировать в ноты Национального банка, что и было сделано. «Деньги пришли на счет 18 октября в полдень и ушли со счета в 3 часа дня», — уточнил он.
Согласно условиям программы, сразу банк не сможет распорядиться выделенной суммой, но в течение последующих трех лет у банка есть возможность конвертировать ноты Нацбанка в наличность.
«Что мы будем делать с этими деньгами на протяжении следующих трех лет, будет зависеть от того, как поведет себя экономика Казахстана», — говорит Энтони Эспина. Если экономика за это время вырастет существенно, то банк воспользуется этими деньгами, чтобы прокредитовать своих клиентов.
Программа основана на принципах платности, срочности и возвратности государственных средств. Банк получил госсредства под 4% годовых и должен будет вернуть их через 15 лет. «Поэтому мы не будем забывать и про резервы, чтобы погасить эту сумму своевременно», — подчеркивает председатель правления АТФБанка.
Еще больше ликвидности
Уже до участия в госпрограмме банк самостоятельно ежедневно размещал около 100 млрд тенге в краткосрочных нотах Нацбанка (это ноты «овернайт», семидневные и 28-дневные ноты). «У банка имелась избыточная ликвидность на сумму более 100 млрд тенге», — говорит Энтони Эспина. С учетом поступившей суммы по госпрограмме у банка накоплено уже 200 млрд тенге свободных средств.
Если говорить о финансовом здоровье банка, то главный показатель — достаточность его капитала. В данном случае мы имеем дело с субординированным займом, и он полностью уходит в капитал второго уровня. «Таким образом, именно капитал второго уровня увеличивается у нас на 100 млрд тенге», — отмечает Энтони Эспина.
Однако он подчеркивает, что, даже не участвуя в программе, банк смог бы обеспечить себе рост на предстоящие годы. «Мы приняли решение участвовать в этой программе, потому что это дает новые возможности. На нас смотрят рейтинговые агентства, они проверяют структуру капитала. Чем больше капитал, тем выше рейтинг», — отмечает он.
Две самые главные проблемы рынка Казахстана — отсутствие рынка капитала и долгового рынка. В Казахстане акции и бонды практически никто не покупает, кроме Нацбанка и ЕНПФ. «За счет этой программы Нацбанку удалось главное — простимулировать акционеров увеличить капитал банков и обеспечить долговой рынок», — говорит глава АТФБанка.
Готова ли экономика брать кредиты?
Минимальный коэффициент достаточности капитала, который банку нужно поддерживать, составляет 8%. Это значит, что кредитовать можно в 12,5-кратном размере от размера капитала банка. То есть за счет выделенной суммы в 100 млрд тенге у банка есть возможность увеличить кредитование экономики в 12,5 раза (на сумму 1,25 трлн тенге). «Прокредитовать экономику Казахстана на такую сумму будет достаточно сложно», — не скрывает Энтони Эспина.
С кредитованием, по его глубокому убеждению, нужно быть осторожным и понимать, кого можно кредитовать.
«Но сейчас у нас есть возможность это сделать», — заключает банкир, добавляя, что средства будут освоены по мере оживления экономики Казахстана.
Что для банков изменит МСФО 9?
Разница между ставкой по нотам, которую АТФБанк платит Нацбанку и Нацбанк платит АТФБанку (дочерняя организация Нацбанка АО «Казахстанский фонд устойчивости», согласно условиям программы, приобретает субординированные облигации четырех банков, которые в случае невыплаты банком переводятся в их акции и отходят Нацбанку, — ред.), «садится» в капитал банка. По правилам МСФО, эта разница должна быть дисконтирована и может быть учтена как доход банка в этом году.
По словам Энтони Эспины, банк может принять решение использовать часть этого дохода для создания дополнительных провизий, потому что с 1 октября этого года Нацбанк ввел так называемые регуляторные провизии. А с 1 января 2018 года заработает МСФО 9.
«Сильного влияния вступление в силу этого стандарта на нас не окажет, но в то же время нам нужно будет оставаться консервативными», — говорит председатель правления банка. К примеру, в рознице процент непогашения у банка сейчас составляет 3,5%. Это означает, что банку нужно будет создать дополнительные провизии на 3,5% на новый бизнес, который банк заводит.
«Возможно, у аудиторов будет другое мнение, и они решат, что в следующие несколько лет экономика будет не увеличиваться, как мы считаем, а сжиматься. Поэтому, может быть, придется создавать провизии не на 3,5%, а больше. В том, как будет реализован МСФО 9, есть еще много неясностей. Для каждого банка опыт работы с убытками и отражение их по МСФО 9 будут разными. Это будет зависеть от стратегии банка», — поясняет Энтони Эспина.
Нацбанк дает банкам деньги на требования по провизиям
До 1 октября этого года банки создавали свои провизии согласно стандартам МСФО, но теперь к ним добавились регуляторные провизии. Теперь банки должны соответствовать требованиям и МСФО, и Нацбанка.
В чем же между ними разница? Энтони Эспина привел пример. Если строительная компания строит объект для какой-либо нацкомпании, по правилам МСФО, она может предоставить данный контракт в банк в качестве залога. Тем не менее, если компания передаст работы по строительству, проведению электричества, воды и прочее кому-то другому, тогда контракты между компанией и посредником, согласно требованиям регулятора, не могут быть предоставлены в качестве залога банку.
Именно в этом заключается разница между МСФО 9 и регуляторными провизиями. «И это очень сильно повлияет на банковскую индустрию», — говорит Энтони Эспина. Потому что большая доля государственных строительных контрактов в Казахстане передается потом субподрядчикам.
Другой пример: в случае с компанией, которая на 50% принадлежит «Самрук-Казыне» или иностранной компании с рейтингом «ААА», но сама при этом не имеет рейтинга, договор как залог банком, согласно новым требованиям регулятора, принят не будет.
Кроме того, по МСФО для банка допустимо, выдавая заем компании, получить ее акции в качестве залога. По новым регуляторным требованиям делать это недопустимо, если компания не имеет листинга. «В некоторых случаях мне придется попросить компанию сначала выйти с IPO на KASE, чтобы получить потом ее акции в качестве залога. На это может уйти не один год, и на это время банку нужны будут провизии», — объясняет Энтони Эспина.
Вывод из всех вышеприведенных примеров: теперь банкам нужно пересмотреть свою залоговую структуру и получать дополнительные залоги у клиентов. Также это означает, что после 1 октября часть залогов банков перестала считаться залогами. «За короткое время нам необходимо создать больше провизий, пока мы не восстановим залоговую структуру, приведя ее в нужное состояние», — говорит глава АТФБанка.
Внедрение дополнительных регуляторных провизий дисциплинирует банковский сектор. «И это хорошо. Но для самого банковского сектора создает краткосрочные проблемы», — считает Энтони Эспина.
АТФБанк нацелен на средний класс
По информации Анар Ахимбековой, управляющего директора-финансового директора АТФБанка, за 9 месяцев этого года прибыль банка достигла уже 10,5 млрд тенге, в то время как в прошлом году, согласно аудированной отчетности, она составила 4 млрд тенге. «Рост прибыли связан с ростом ссудного портфеля и комиссионных доходов», — объяснила она.
Более 60% ссудного портфеля приходится на корпоративный сектор, 40% приходится на МСБ и розницу. Последние два года портфель хорошо прирастал именно за счет МСБ и розницы, чему способствовал ряд инициатив банка в этом направлении. «Наша дальнейшая стратегия будет направлена на сохранение темпов роста и развитие розницы и МСБ, а также на более умеренный рост по корпоративному портфелю», — сообщила Анар Ахимбекова.
«Очень важно сохранять баланс, — продолжил Энтони Эспина. - Наш банк принял решение не кредитовать активно масс-маркет на маленькие суммы для покупки телевизора или холодильника. Мы нацелены на средний класс. Средняя сумма розничного кредита, которую банк готов предоставлять, — 1,2−1,3 млн тенге. То же самое касается и МСБ.& Стратегически с ростом среднего класса в Казахстане будет расти и АТФБанк».
Программа повышения финансовой устойчивости не повлияет на прогнозы роста банка, так как она не дает дешевого фондирования сразу же, а помогает улучшить структуру капитала, которого на данный момент у банка и так достаточно.
Рост кредитного корпоративного портфеля на следующий год запланирован, исходя из текущей ситуации, и, согласно расчетам, должен составить 7−8%, как и в этом году. Рост портфеля произошел в основном за счет предприятий обрабатывающей промышленности, в том числе банк активно участвовал в госпрограммах поддержки бизнеса.
Доходы банк планирует наращивать также посредством некредитного обслуживания, увеличения клиентской базы и органического роста за счет роста экономики.
Если говорить в целом о стратегии, у АТФБанка нет задачи стать самым большим фининститутом, агрессивно захватывая рынок. Предпочтительна последовательная работа по отбору лучших клиентов.
Какие отрасли привлекательны для кредитования?
В ближайшем будущем банк планирует активно работать с сектором обрабатывающей промышленности и торговли. В строительном секторе сейчас довольно сложная ситуация, но связано это в основном со спадом экономики. Тем не менее, по новым кредитам, выданным строителям, невозвратов у банка практически нет. До 95% «плохих» кредитов по данной сфере у АТФБанка приходится на выданные еще до 2007 года.
Энтони Эспина поясняет, что есть большое недопонимание, связанное с кредитованием строительства. Строительство — не такой уж рискованный бизнес, когда это выполнение проекта по предзаказу, где есть только риски неисполнения обязательства. В том числе это касается контрактов по строительству объектов для «Самрук-Казыны».
Гораздо рискованнее кредитовать девелопмент недвижимости, когда нет заказчика. Здания строятся, но никто их не покупает, потому что меняются цена и ситуация на рынке. Тут есть и риск неисполнения, и рыночный риск. Глава АТФБанка привел пример, когда люди рады были платить достаточно высокую цену за квадратный метр в только что отстроенных зданиях, но сейчас времена изменились. «Все наши проблемы по кредитам в строительстве в прошлом были связаны именно с девелопментом», — рассказал Энтони Эспина.
Битва за розницу
И казахстанская, и общемировая тенденции в банковской индустрии сейчас — фокус на розничный бизнес. «Банки хотят сбалансировать свои портфели за счет розницы и МСБ», — говорит Сергей Коваленко, заместитель председателя правления АТФБанка.
Возникает вопрос: как банки будут привлекать клиентов и бороться за них? Из 18 млн казахстанцев целевая аудитория банков по розничному кредитованию, по оценкам самих банкиров, сокращается до 6,2 млн. Среди них есть разные категории клиентов по заработной плате, модели потребления и прочее.
Нужно сказать, что банки уже достаточно четко поделили рынок розничного кредитования в Казахстане. Есть игроки, которые кредитуют масс-маркет, включая клиентов с доходами ниже среднего, — у таких игроков большие обороты и большие риски. Есть банки, заточенные под автокредитование. АТФБанк выбрал клиентов среднего класса — держателей карт банка. В этом году количество активных держателей карт АТФБанка вырастет на 25%, и на 90% этот рост обеспечен ростом карт по зарплатным проектам.
«Для нас это база, которую мы рассматриваем как ядро для кредитования», — подчеркивает Сергей Коваленко. В среднем 10−15% клиентов — держателей зарплатных карт впоследствии берут кредиты в банке.
Помимо цены кредита, по словам Сергея Коваленко, решающими факторами успеха в привлечении клиентов становятся понятность кредита, его прозрачность, скорость выдачи и доступность платежа. «Мы придерживаемся стратегии рыночной цены и конкурируем за клиента с учетом всего спектра условий по продукту», — говорит он, отвечая на вопрос о возможных ценовых войнах на рынке.
В экономике будет стабильность с небольшим ростом
«Сейчас видно, что экономика Казахстана стабилизируется и потихоньку начинает расти», — говорит Сергей Коваленко. Важное значение также имеет оказываемая господдержка.
Энтони Эспина добавляет, что девальвация в феврале 2014 года и уход тенге в свободное плавание в августе 2015 года сильно повлияли на рынок. Эти годы были очень сложными, и эффект от этих событий чувствовался и в этом году.
«Доход банка зависит от дохода клиентов. А с 2014 по 2016 годы клиенты практически не инвестировали в бизнес, потому что не знали, чего ожидать в будущем, — говорит он. — Однако с конца прошлого года стало заметно инвестиционное оживление».
Позитивное влияние на банковский сектор оказывает и продолжающаяся дедолларизация экономики. К примеру, сейчас соотношение депозитов в АТФБанке в инвалюте и в тенге составляет 50/50, тогда как в прошлом году оно было 60/40 в пользу доллара США.
Экономисты отмечают, что ситуация на рынке Соединенных Штатов к концу 2016 года улучшилась, чему способствовал в том числе рост цен на нефть. В Китае после радикальных антикоррупционных чисток власти обсудили планы на следующие пять лет и спрогнозировали рост экономики. Как только рынок Китая начнет расти, это даст толчок новому витку экономического роста в мире. Это может сказаться и на экономике Казахстана, в том числе большую роль сыграет проект «Один пояс — один путь».
«Я ожидаю, что следующие пять лет будут хорошими для экономики Казахстана», — прогнозирует Энтони Эспина.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.