Казахстанцы перекладывают кошельки в смартфоны

Эксперты оценивают объем рынка мобильной коммерции от 70 до 100 млрд тенге с ежегодным ростом в 30%

По разным оценкам, до 95% мобильных платежей в Казахстане приходится на банки и электронные кошельки. Однако с приходом мобильных операторов в безналичные платежи их доля рынка начала заметно расти. Как и транзакции со смартфонов. Пока это новая экосистема в РК, и пока она будет оставаться новой, игроки ожидают, что она будет демонстрировать геометрический рост еще пару лет.

Ряд экспертов оценивают объемы рынка мобильной коммерции (платежи, совершенные с мобильных устройств, либо с лицевых счетов абонентов) Казахстана от 70 млрд до 100 млрд тенге с ежегодным ростом порядка 30% (весь рынок онлайн-платежей в 2016 году оценивался Нацбанком РК в более 150 млрд тенге; по сравнению с 2015 годом количество операций увеличилось в 2,7 раза, а сумма — в 3,5 раза).

«В Казахстане очень высокое проникновение смартфонов и сотовой связи, поэтому более 50% операций приходится на телефоны. Таким образом, более половины онлайн-платежей можно отнести к мобильным платежам», — говорит Роман Володин, председатель правления Altel и Tele2. По его словам, рынок мобильных платежей является одним из самых быстрорастущих сегментов рынка в целом. «Рынок растет ежегодно более чем на 30%. Полагаю, что этот рост продолжится в ближайшие 3−5 лет», — считает он.

Если обратиться к отчетам, публикуемым мировыми агентствами (например, Capgemini’s World Payments Report 2017), прогноз роста мобильной коммерции в странах с развивающейся экономикой составит порядка 20% до 2020-го. Причем лидерами этой сферы являются Китай и Индия, где рост прогнозируется на уровне более 30% ежегодно. «Казахстан также может войти в число лидеров», — сопоставляя темпы роста, отмечает Сергей Коптик, руководитель мобильных финансовых сервисов «Beeline Казахстан».

По некоторым данным, 99% рынка мобильных платежей среди мобильных операторов принадлежит Beeline. Сергей Коптик говорит о ежемесячном росте объемов мобильных платежей у Beeline на уровне 20% в объемном выражении и более 25% в количественном. «О выручке говорить не будем еще как минимум год-два. Наша цель — активное наращивание абонентов телекома, пользователей сервисов мобильной коммерции. Доходность такой базы складывается не только из выручки по финансовым сервисам, а в гораздо большем объеме за счет пользования телеком-сервисами. Как показывает наша статистика, такие абоненты — это в основной массе высокодоходные клиенты со средним чеком от 1900 тенге», — делится Сергей Коптик. Он тем не менее говорит о взрывном росте транзакций с сентября, когда была запущена совместная с Альфа-Банком карта Beeline.

«Одним из факторов роста рынка является увеличение сегментов так называемого Digital Geeks/Digital Globalists и Advanced Price-seekers в структуре абонентской базы. Это приверженцы новых технологий и инновационных методов платежей, которые очень внимательно отслеживают ценообразование услуг и ценят удобство», — объясняет Сергей Коптик. В 2017 году внедрение оплаты в общественном транспорте, по его словам, также способствовало росту этого сегмента в геометрической прогрессии. Например, только в сентябре в Алматы было совершено более 50 тыс. операций по оплате проезда с баланса мобильного телефона.

Оценить число пользователей по всему рынку тяжело. Сергей Коптик говорит, что в декабре этого года пользоваться финансовыми сервисами будут более 120 тыс. уникальных абонентов Beeline, а если применять классические показатели международных систем, оценивающих квартальные данные, то в четвертом квартале этого года почти 200 тыс. клиентов хотя бы раз оплатят проезд в автобусе или купят игру в Google Play с мобильного баланса.

Сейчас основным источником платежей онлайн являются банковские карты, и рынок принадлежит их крупным эмитентам и эквайерам. Но мобильные финансовые сервисы операторов, как они сами считают, могут все изменить. «Решающими факторами успеха операторов могут быть выбор оптимальных для мобильных платежей услуг и максимизация возможностей оплаты этих услуг с мобильного счета операторов. А также расширение спектра предоставляемых операторами услуг мобильными финансовыми сервисами (МФС) в монобрендовой рознице, такими как кредитование, страхование, денежные переводы, карточные продукты в партнерстве с банком», — говорит глава Tele2 в Казахстане. «Кселл» также вышел на рынок МФС в Казахстане, но сейчас хранит молчание перед квартальной отчетностью.

Когда и с чем придет на рынок Tele2?

Возможность оплаты с баланса телефона в Казахстане сейчас предоставляют Beeline и Kcell, и их услуги запущены относительно недавно. Tele2 и Altel только готовятся зайти в мобильную коммерцию. По словам Романа Володина, на эти планы будет влиять развитость сервисов, в том числе за счет усилий конкурентов. «Надеюсь, в 2018 году мы будем готовы предложить полноценный список МФС своим абонентам», — говорит он. И раскрывает план выхода компании на этот рынок. Это будет вывод на рынок возможности оплаты за проезд в общественном транспорте, оплаты в социальных сетях и онлайн-играх, расширение списка сервисов и добавление большего количества мерчантов, мобильные переводы, добавление cash-back или бонусной политики, офлайн-оплата — оплата за ретейл, кредитование совместно с авторизированными организациями.

Кто из операторов победит в конкурентной борьбе? «Единственной и самой значимой разницей между операторами будет то, насколько качественно они предоставят этот сервис», — считает Роман Володин. Поэтому они будут уделять внимание не только качеству сервисов мобильной коммерции, но и качеству основных услуг — интернета, обмена СМС.& Без интернета абонент не сможет открыть web-страницы магазинов, без СМС не сможет авторизовать свою транзакцию. «В этом плане телеком вертикально интегрирован — он является ISP-провайдером (internet service provider) сервиса СМС.& Так что качественная техническая составляющая здесь будет решающей», — резюмирует Роман Володин.

Что скажут конкуренты операторов?

Основные конкуренты операторов — это банки и платежные операторы, такие как Kassa 24, QIWI, CyberPlat, Wooppay. «Не могу не отметить и систему „ОНАЙ“, пользователями которой являются уже более миллиона казахстанцев», — говорит Сергей Коптик. Основным и серьезным преимуществом операторов является огромная база лояльных абонентов. Телеком же предоставляет своим абонентам возможность выхода в интернет на хорошей скорости, валидацию платежных операций через СМС.& Также оператор может пакетировать сервисы МФС со стандартными продуктами, тем самым дифференцируя МФС-сервисы оператора от сервисов остальных участников рынка. «С платежными операторами не конкурируем, а активно сотрудничаем. Они предоставляют инструментарий и доступ к технологическим платформам и решениям, мы со своей стороны обладаем огромной клиентской базой (более 9 млн абонентов)», — утверждает Сергей Коптик.

Рынок платежных операторов тоже растет. Как сообщил «Капитал.kz» Владимир Руппель, член совета директоров «Касса 24», если в 2013 году, по оценке Агентства РК по защите конкуренции, общий годовой оборот принятых через терминалы самообслуживания платежей в республике насчитывал более 100 млрд тенге с общей численностью более 20 тыс. платежных терминалов самообслуживания (по сведениям операторов), то на сегодня общий оборот только за третий квартал 2017 года составил уже более 54 млрд тенге, а количество терминалов выросло до 50 тыс. единиц. И рост обусловлен не только географической экспансией в малые населенные пункты и ростом самих городов, но и появлением новых объектов инфраструктуры. Гораздо сильнее на рост влияет качественное изменение структуры платежей. До 2012 года 85% объема транзакций посредством терминалов самообслуживания приходилось на оплату мобильной связи. Сегодня, по данным Владимира Руппеля, на оплату телекоммуникационных услуг приходится лишь 30%. При этом финансовые сервисы составляют 35%, коммунальные услуги — 15%, прочие услуги — 17,8%, в числе которых оплата за интернет и кабельное телевидение, букмекерские услуги, MLM-компании и др. «Касса 24» на текущий момент сотрудничает с более 1500 поставщиками услуг. «И это далеко не предел. Количество финансовых сервисов можно расширять за счет подключения государственных услуг, наращивая количество сервисов ЖКХ (особенно региональных), банков, систем денежных переводов», — говорит о горизонтах расширения бизнеса Владимир Руппель. К примеру, «Касса 24» тоже запускает переводы наличных средств на банкомат (Cash By Code). «Гораздо интереснее выглядит история, которую мы сейчас начинаем в области партнерства с онлайн-магазинами и международными партнерами в области е-commerce. Сегодня мы уже ведем переговоры не только с казахстанскими онлайн-магазинами, но и с Ali-Express, Ebay и Amazone», — делится Владимир Руппель.

«Говорить, кто какую долю занимает на рынке онлайн-платежей, очень сложно. Те же банкиры говорят о среднегодовом темпе роста оборота онлайн-банкинга более чем 50%», — отмечает Владимир Руппель, добавляя, что рынок станет прозрачным с 2018 года благодаря принятому в июле 2016 года Закону РК «О платежах и платежных системах». Учитывая, что учетная регистрация большинства платежных организаций была произведена после февраля 2017 года, и только после этого у платежных организаций появилась обязанность по сдаче отчетности, в начале 2018 года появится официальная структурированная статистическая информация относительно объемов платежей, количества терминалов и пр.

Что будет влиять на развитие и перераспределение сил на рынке онлайн-платежей? «Те же банкиры озвучивают, что у населения снижается доверие к банковской системе из-за объединения ряда финансовых институтов, ошибок процессинговых систем отдельных банков, участившихся случаев мошенничества. Люди предпочитают не держать деньги на картах, практически сразу снимая наличность», — утверждает Владимир Руппель.

Еще один момент, который влияет на развитие рынка онлайн-платежей, — это физические расстояния между населенными пунктами страны. Если на юге концентрация населения достаточно высока, то на западе, севере и востоке оно «размазано» по карте. Открытие представительств, новых отделений для банков в условиях кризиса и снижения маржинальности текущих операций достаточно дорогое удовольствие. «В этом отношении с платежными терминалами гораздо проще», — говорит Владимир Руппель.

Каким видят рынок онлайн-платежей игроки через 5 лет?

Мобильные финансы быстро эволюционируют в Казахстане. Сначала была оплата покупки товаров онлайн с баланса сотового телефона, теперь игроки активно развивают обналичивание денег с мобильного счета, сотрудничая с банками. Каким будет следующий шаг? «Полагаю, что операторы пойдут в сторону кредитования населения и вовлечения офлайн рынка — например, предложив мелким продавцам возможность приема безналичной оплаты, что сейчас не приоритет для банков», — предполагает Роман Володин.

Сергей Коптик сообщил, что основной акцент компания делает все же на безналичные операции. Это огромная сфера, которая продолжает активно расти. В ноябре текущего года Beeline запустит в Казахстане приложение VEON, которое доступно уже в пяти странах. «Что же до новых проектов в области мобильной коммерции, мы активно внедряем QR-платежи», — говорит он. Это один из вариантов оплаты с мобильного баланса в предприятиях торговли и сервиса. В таком случае для совершения покупки не нужны наличные и банковские карты. Достаточно иметь смартфон с установленной бесплатной программой. «Этот проект будет нашим ключевым в 2018 и последующие годы», — говорит Сергей Коптик. До конца 2017 года Beeline планирует значительно расширить список партнеров, как минимум до 500 предприятий и более 1500 локаций. В то же время карта Beeline, как сказал Сергей Коптик, будет эволюционировать из предоплаченной в дебетовую и виртуальную.

Владимир Руппель считает, что в целом рынок онлайн-платежей в Казахстане будет расти и сложно сказать, какие игроки могут стать лидирующими. И приводит пример, что мало кто мог в 2006 году предположить, что через SST-терминалы люди смогут отправлять друг другу деньги или покупать что-то в интернете. «Что касается телекома, не думаю, что мобильные операторы смогут стать господствующими в силу оказания мобильных сервисов, поскольку потребитель рассматривает телеком-игроков больше как транспортный канал, а не как платежную платформу. Но в любом случае время расставит все по местам», — заключил он.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤