Нурлан Нигматулин попросил усилить контроль за госзаймами
По мнению спикера мажилиса, проводимая в этом направлении работа не соответствует поручению ПрезидентаСпикер мажилиса Парламента Нурлан Нигматулин подверг критике предпринимаемую работу по контролю за государственными займами. Об этом он сказал в ходе пленарного заседания при рассмотрении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования бюджетного законодательства», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Вопрос контроля за госзаймами поднял мажилисмен Аскар Базарбаев.
«В послании нынешнего года глава государства Нурсултан Назарбаев озвучил слова, которые я хотел бы процитировать буквально: „Правительству необходимо выстроить систему мониторинга и контроля за внешними и внутренними займами квазигосударственного сектора и навести здесь порядок“. Эти же слова глава государства повторил и на открытии третьей сессии нашего Парламента. И вот буквально летом правительство внесло поправки в бюджет, согласно которым объемы привлечения займов в квазигосударственном секторе должны согласоваться правительством. Теперь в обсуждаемом законопроекте в бюджетном кодексе „посажена“ норма, которая говорит о том, что эти займы квазигосударственного сектора должны согласовываться уполномоченным органом — министерством экономики», — сказал мажилисмен.
Как отметил министр национальной экономики Тимур Сулейменов, Казахстану необходимо занимать авторитетную позицию в мировых рейтингах.
«На нас очень внимательно смотрят рейтинговые агентства. Вы знаете, что у нас по трем агентствам мировым есть инвестрейтинг. Это позволяет ни сколько государству, сколько нашим субъектам пользоваться инвестрейтингом Казахстана и привлекать ставку. Поэтому работа с рейтинговыми агентствами важна. Во многих случаях и агентства, и кредиторы пытаются распространить займы квазигоссектора, включить в состав госдолга. Они говорят: „вы даете гарантию“. На самом деле мы должны включать это в объем госдолга, и, таким образом это увеличивает наш рейтинг и снижает общеэкономическую картину нашей страны. Соответственно, для того чтобы не создавать таких ярко выраженных предпосылок у этих рейтинговых агентств и кредиторов, что мы даем гарантию правительства. Мы предлагаем этот инструмент сделать, как в предлагаемом законопроекте», — озвучил свое мнение министр.
Нурлан Нигматулин попросил проработать в данный вопрос в рамках рассматриваемого законопроекта и усилить контроль за государственными займами.
«Сейчас депутат Базарбаев (Аскар Базарбаев в своем вопросе. — Ред.) говорил о том, что поручение Президента есть в Послании. 4 сентября, открывая сессию, глава государства еще раз заострил внимание на займах, в том числе квазигосударственного сектора, и персонально сказал, что правительство должно четко это контролировать. Мы с вами согласились два месяца назад о том, что займы квазигосударственного сектора должно контролировать правительство (…) Сейчас вы ссылаетесь на то, что рейтинговые агентства могут это трактовать, что это госгарантии. Но в этой же 199-й статье абзацем выше четко прописано: когда и что является госгарантией, могут привлекаться под госгарантии и поручительства государства, расписаны процедуры. То есть должно правительство проголосовать. Вот тогда это и будет считаться государственной гарантией», — подчеркнул Нурлан Нигматулин.
Он отметил, что Нурсултан Назарбаев неоднократно поручал правительству взять под контроль принципиальные и важные вопросы государственного займа.
«Поэтому, мне кажется, предлагаемая вами редакция не соответствует установкам Президента по контролю за бюджетом. Вот вы грамотный министр, министр, у которого хорошо сложилась работа с депутатским корпусом. Я вас попрошу, Тимур Муратович, поработать до второго чтения и привести все в соответствие с установками главы государства по контролю за бюджетом в области госзаймов», — озвучил он.
Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования бюджетного законодательства» одобрен депутатами в первом чтении.
В частности, предлагается исключить некоторые этапы согласования. Один из этих пунктов — отмена соглашения о результатах по целевым трансфертам на развитие, так как на сегодня они дублируют бюджетные программы. Как ожидается, в результате сократится более 1,5 тыс. документов на центральном и местном уровнях. Административные расходы центральных государственных органов предлагается планировать общим лимитом, что, по мнению Тимура Сулейменова, упрощает подготовку бюджетной заявки и объем представляемой документации.
Для упрощения процедур планирования проектов ГЧП предлагается весь процесс сократить с 5 до 3 этапов. Исключаются этапы концепции проекта и экспертизы проекта договора ГЧП, что позволит сократить сроки подготовки проектов ГЧП с 7 до 3 месяцев.
По словам главы Миннацэкономики, предлагаемые поправки будут способствовать более быстрому доведению бюджетных средств до экономики, уменьшению сумм неосвоения, увеличению количества проектов ГЧП, а также большей ответственности госорганов при большей самостоятельности.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.