Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Финансы
  3. Бизнес и Digital

Бизнес и Digital

Готовы ли казахстанские компании стать «цифровыми предприятиями»

Автор:
Капитал - Бизнес и Digital

Переход на инновационные решения – сегодня один из главных факторов эффективности бизнеса и успеха компании на рынке. С помощью цифровых ресурсов можно не только достигнуть серьезных бизнес-результатов и увеличить прибыль, но и обеспечить своевременную реакцию на изменения внешней среды. Именно поэтому так называемая «оцифровка» бизнеса сейчас превращается из модного атрибута в жизненную необходимость. Как говорят эксперты, если раньше компании планировали свое развитие на 5 лет вперед, то в цифровом веке 1,5-2 года – это максимум, на что можно рассчитывать. О том, как цифровые технологии меняют облик бизнеса и какие преимущества дает грамотно реализованная digital-стратегия, в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказал Константин Невядомский, партнер отдела консультационных услуг компании EY.
– Когда и почему компания EY начала оказывать услуги направления digital в СНГ, в частности в России и Казахстане?– Цифровизация – это мегатренд для всей бизнес-экосистемы. Цифровая революция началась тогда, когда общество стало активно пользоваться интернетом и получило универсальный доступ к контенту в цифровом формате. Огромную роль здесь сыграли мобильные устройства и платформы, такие как Apple и Google, интернет-компании, и уберизация сервисов, которые кардинальным образом изменили модели поведения потребителей.Направление digital-услуг для наших клиентов в Казахстане мы начали активно развивать с 2016 года, в России – годом ранее. Новые технологии появляются ежедневно и трансформируют мир бизнеса. Задача компании в этих условиях – вовремя адаптировать свою стратегию и операционную модель, чтобы получить максимальный эффект от новых возможностей, которые несут цифровые технологии. Мы охотно делимся полезной информацией о digital с действующими и потенциальными клиентами, а также бизнес-партнерами и общественностью. Мы организовали серию деловых встреч и специализированных семинаров на площадке EY в разных городах Казахстана, а также регулярно участвуем в ведущих форумах, например, «K17: Kazakhstan Growth Forum» и «Cashless Kazakhstan Summit». Мы также принимали участие в республиканском совещании по вопросам цифровизации, организованном Министерством информации и коммуникаций РК, национальным инфокоммуникационным холдингом «Зерде» и корпоративным «Фондом развития инфокоммуникационных технологий». Недавно мы провели в Казахстане международное исследование по вопросам информационной безопасности (EY Global Information Security Survey 2017) и скоро представим его результаты.– Как компании могут повысить эффективность бизнеса и доходность инвестиций за счет цифровых технологий? – Говоря о том, как технологии влияют на стратегии компаний и в каких направлениях менеджмент видит возможность для изменений, можно выделить следующие три направления. Первое – развитие новых бизнес-моделей, то есть благодаря новым технологиям изменения происходят в традиционно консервативных отраслях. Второе – разработка новых продуктов и услуг, когда цифровые технологии позволяют объединять продукты и сервисы в продуктовые решения и предложения, а отдельные компании – в партнерские альянсы. Третье – повышение эффективности бизнеса, то есть за счет использования цифровых технологий можно существенно сокращать издержки.

– Какие решения для бизнеса вы предлагаете сегодня? В каких секторах экономики применимы те или иные разработки? – В EY функционирует специализированное подразделение EY Digital, задачей которого является оказание содействия клиентам в разработке стратегии Digital Transformation и ее внедрении. Важно отметить, что digital-трансформация – это комплексный проект. Мы выделяем пять ключевых направлений трансформации и в каждом из них вместе с клиентом мы решаем задачи компании, применяя те или иные цифровые и IT-решения.Во-первых, стратегия предприятия – мы помогаем клиенту пересмотреть бизнес-стратегию и операционную модель в соответствии с требованиями времени. Во-вторых, инкубация и инновации – мы помогаем в создании платформ и условий, необходимых для апробирования новых идей и бизнес-моделей. В-третьих, внедрение «нового» опыта – мы анализируем потребителей продуктов и услуг наших клиентов – их мир, потребности, ожидания и потребительские паттерны – затем внедряем необходимые и актуальные нюансы в «новый» потребительский опыт. В-четвертых, операционная деятельность – вместе с клиентом мы выстраиваем, упрощаем и автоматизируем бизнес-процессы и звенья производственно-сбытовой цепи для достижения поставленных с учетом digital целей. В-пятых, защита и доверие – мы выявляем всевозможные цифровые риски клиента и помогаем выстроить систему готовности реагировать на них. В каждом из обозначенных пяти компонентов трансформации применимы самые разные цифровые технологии. Например, в направлении «Операционная деятельность» сегодня активно внедряется на территории СНГ и Казахстана так называемая роботизированная автоматизация процессов (Robotic Process Automation (RPA). Это программное обеспечение, которое выполняет действия человека по заданному алгоритму и освобождает сотрудников от рутинных операций в офисе. RPA успешно применяется в учетных, финансовых, операционных подразделениях и HR. Роботизация позволяет добиться существенного сокращения трудозатрат: роботы выполняют действия сотрудника круглосуточно с более высокой скоростью и без ошибок. Кроме того, внедрение RPA не требует вмешательства в существующую IT-архитектуру компаний. В отличие от внедрения комплексных IT-систем роботизация не нуждается в существенных инвестициях, а время на реализацию проектов измеряется в неделях.В категории «Защита и доверие» наиболее актуальны решения по организации кибербезопасности (Cybersecurity) – это технологии обеспечения защиты данных и конфиденциальности (включая совершенствование классификации данных, внедрение систем защиты от утечки данных), управления угрозами кибербезопасности (комплексные тестирования на защищенность, построение и совершенствование операционного центра безопасности) и другие решения.Что же касается секторов экономики, в которых применимы цифровые решения, то здесь практически нет ограничений. Цифровые решения тем и хороши, что гибки и адаптивны. Так, трансформации может подлежать и предприятие, традиционно считавшееся консервативным. Например, в сфере жилищно-коммунального хозяйства или электроэнергетики. – Как вы думаете, понимают ли казахстанские компании влияние цифровых технологий на бизнес и готовы ли они менять свою стратегию, чтобы стать «цифровыми предприятиями»? – Организации во всем мире находятся в постоянном поиске новых источников роста и способов оптимизации своей деятельности, и Казахстан не исключение. Это обуславливает все больший интерес к внедрению цифровых технологий – многие прогрессивные казахстанские компании уже переходят на путь диджитализации. Отдельно стоит отметить структурную работу, проводимую на государственном уровне, – здесь я имею в виду общестрановую программу цифровизации, рассчитанную на 2017-2020 годы. Согласно взятому курсу, к 2020 году доля интернет-пользователей в стране должна вырасти до 78%, доля сектора информационно-коммуникационных технологий в ВВП страны составить как минимум 4,85%, а уровень цифровой грамотности населения достичь 80%. По плану цифровизация затронет такие сферы, как энергетика и сырье, аграрный сектор, промышленность, логистика, здравоохранение. Это те ключевые области, где будут внедряться цифровые проекты, двигающие казахстанскую экономику вперед. В области оказания цифровых государственных услуг, в частности eGov.kz, Казахстан уже достиг передовых международных практик. Насколько может поменяться модель ведения бизнеса при digital-трансформации? – Можно выделить ключевые технологические тренды, которые заставляют бизнес трансформироваться: во-первых, это мобильность, обусловленная ростом проникновения услуг сотовой связи и увеличением доли смартфонов и меняющая потребительские привычки. Во-вторых, это использование больших данных (Big Data) в качестве источника аналитической информации, которая позволяет компании понимать потребности своих клиентов. Не менее значимо развитие интернета вещей (IoT) – системы соединения между собой устройств и их коммуникации без посредничества человека. И, наконец, облачные решения (Cloud), которые предоставляют новые возможности для бизнеса с точки зрения скорости и гибкости.Внедряя эти технологии в текущую бизнес-модель, компании коренным образом пересматривают свою стратегию и подход к работе с клиентами, приспосабливаются к изменениям и оптимизируют свою работу в соответствии с ожиданиями клиента. По многим трендам в этом году мы уже перешли к практическому внедрению решений на предприятиях наших клиентов на базе технологий AI и машинного обучения. Кроме того, есть пилотные проекты c использованием технологии blockchain. – Как грамотно реализовать digital-трансформацию? Какие задачи приоритетны и с какими проблемами можно столкнуться при таком преобразовании? – Как показывает практика, компании сталкиваются с отсутствием понимания, как проводить трансформацию, какие области следует изменять. Руководители не знают проверенных методик, не знакомы с успешными бизнес-кейсами. Зачастую руководители и подчиненные по-разному понимают цели цифровой трансформации, поэтому первым шагом должно стать формирование целостного видения трансформации у всех сотрудников компании. Для этого нужно проводить работу по информированию сотрудников и убедиться, что они обладают необходимыми цифровыми навыками и компетенциями. Хорошо, если этот путь компания разделяет с профессиональным консультантом. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке