Депутаты просят разработать критерии эффективности расходования бюджета
Свою инициативу народные избранники озвучили сразу двум министрамВ бюджетном кодексе отсутствует такое понятие как «эффективность расходования средств», поэтому необходимо подготовить систему оценки оптимального использования государственных денег. С такой просьбой в ходе рассмотрения законопроекта «О проекте республиканского бюджета на 2018−2020 годы» обратилась к министру экономики председатель комитета по финансам и бюджету Гульжана Карагусова. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Нурсултан Назарбаев, озвучивая ежегодное Послание народу Казахстана, подчеркнул, что в текущем году государственными программы развития полностью обеспечены необходимыми ресурсами. И необходимо держать на особом контроле эффективность использования средств министерствами и ведомствами. «Следует перераспределить средства с неэффективных программ на программы, обеспечивающие реализацию задач Третьей модернизации. Кроме того, нужно упростить бюджетные процедуры для более быстрого и эффективного доведения средств до реальной экономики. Нам нужно продолжить политику фискальной децентрализации. В предыдущие годы с центрального на местный уровень передано большое количество функций и полномочий. Теперь их нужно подкрепить достаточной финансовой самостоятельностью. В то же время важно не допустить концентрацию расходных полномочий на областном уровне. Следует передавать их дальше на районный и сельский уровни. Акимы должны решать вопросы регионального и местного значения, а Правительство — сконцентрироваться на общегосударственных вопросах», — сказал Президент в Послании.
«Как вы будете оценивать (эффективность расходования средств в рамках бюджетных программ- ред)? Каждый как хочет, так и будет оценивать? Начиная с 2008 года, когда вышел бюджетный кодекс, и до сих пор мы просим, чтобы был определен критерий и показатель конечного результата. На что в общем-то весь бюджет должен быть направлен», — заметила Карагусова.
По ее мнению, неясность требований, предъявляемых к застройщикам в рамках бюджетных программ, будет способствовать развитию «огромного поля недостроя».
«Поэтому, Тимур Муратович (Сулейменов- ред), мы дали правительству очень большие возможности для маневрирования. В рамках этого законопроекта давайте сделаем мозговой штурм и определим критерии эффективности и конечного результата», — подчеркнула глава комитета.
По данным депутата Татьяны Яковлевой, при неэффективном использовании 10% бюджетных средств операторы бюджетных программ имеют право забрать у застройщика деньги и это приведет к остановке строительства.
«Может быть проще сделать? Усилить меры ответственности за неэффективное использование бюджетных средств, наказание за то, что деньги не используются. С позиции правительства, эти нормы понятны, потому что вы отвечаете за освоение, но при этом у нас появится большое количество недостроенных объектов. Вот развейте мое сомнение, пожалуйста», — обратилась депутат уже к министру финансов Бахыту Султанову.
По его информации, законопроект о бюджете не предусматривает прямой обязанности забирать средства у неэффективного застройщика.
«Бюджетный мониторинг должен проводиться постоянно и, на мой взгляд, возможность перераспределения (средств между бюджетными программами — ред) должна быть.Если действительно видно, что средства по той или иной причине не будут освоены и вместе с тем нет необходимости их просто замораживать, можно предусмотреть их в следующем бюджете или при уточнении бюджета следующего года. На мой взгляд, такой механизм должен быть, но в каждом конкретном случае, нужно смотреть. Если этого механизма вообще не будет, тогда мы будем иметь ту ситуацию, которая у нас есть сейчас», — ответил Султанов.