В среднем на одного казахстанца приходится 1,5 кредита
На рынке кредитования отмечается рекордная за последние три года активностьВ Казахстане растет показатель финансовой доступности, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Первое кредитное бюро ведет мониторинг этого показателя. Если в 2014 году на рынке было 5, 8 миллиона уникальных кредитных историй, то есть людей, вовлеченных в кредитную систему, то по итогам второго квартала 2017 года эта цифра выросла до 7,8 миллиона. Наши аналитики прогнозируют прирост еще на 400−500 тысяч до начала следующего года", — такими цифрами поделилась Асем Нургалиева, директор по развитию бизнеса Первого кредитного бюро.
По ее словам, это достаточно активный прирост, несмотря на то что пик приходился на 2014−2015 год. Индекс финансовой доступности растет на 6−7% ежегодно и находится в фазе стабильного роста.
Сейчас в целом начал активизироваться рынок потребительского кредитования, индекс кредитной активности достиг 28 пунктов, и, по сути, это рекордная активность за последние три года. В целом портфель по розничному кредитованию составляет 4,8 триллиона тенге, отмечает Асем Нургалиева. Он формируется за счет беззалогового кредитования, выпуска кредитных карт, а также за счет оживления на рынке ипотечного кредитования.
«Конечно, пока не такими темпами, как кредитная активность, но мы видим, что и кредитная нагрузка растет. Это связано с тем, что сейчас драйвит ипотека и потребительское кредитование», — говорит она.
В начале 2016 года кредитная нагрузка на одного заемщика составляла 1,4 кредита, сейчас же этот показатель вырос до 1,47. В среднем на каждого казахстанца приходится по 1,5 кредита. Как правило, это один основной кредит — машина или квартира, плюс еще какой-то потребительский кредит или кредитная карта.
По словам Асем Нургалиевой, основными заемщиками (около 40%) на рынке микрофинансирования являются люди возрастной категории 45−63 лет и 30% - это люди в возрасте до 45 лет, то есть 30−45.
«Если мы говорим о банках, там 70% клиентов формируется за счет молодежи 23−30 лет и оставшаяся часть за счет возрастной категории 30−45 лет. Где-то аудитории микрофинансовых организаций и банков соприкасаются и пересекаются, это создает определенное конкурентное поле для развития, когда клиент может выбирать то, что ему удобней. Если он готов постоять в очереди, но получить низкую ставку — он может пойти в банк, если клиент никуда не хочет выезжать, может получить услугу через интернет», — считает директор по развитию бизнеса Первого кредитного бюро.
На рынок приходит новое поколение, которое предпочитает цифровые инструменты, и все эти новые технологичные бизнес-модели будут драйвить потребительский спрос и увеличивать финансовую доступность кредитов.
«Сегодня сервисы альтернативного кредитования постоянно улучшают условия использования продуктов, они все больше становятся похожими на банковские. Это общемировая тенденция. Цель нового проекта дистанционного кредитования Solva.kz сделать так, чтобы любой житель Казахстана мог улучшить качество жизни, пользуясь быстрым и удобным сервисом. Онлайн-кредитование обеспечивает финансовую доступность, к которой стремятся монетарные власти любой страны. Мы готовы делиться международным опытом и уникальной экспертизой, рассчитываем на продуктивный диалог со всеми заинтересованными сторонами для построения прозрачного и высокотехнологичного кредитного рынка в стране», — отметила Алина Дзоекаева, управляющий директор сервиса Solva.kz.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.