Нужна ли господдержка банкам?
Аналитики уверены, что госденьги должны быть предоставлены только на рыночных условияхНедавно стало известно, что Нацбанк намерен направить на поддержку банков свыше 500 млрд тенге. Точная сумма будет зависеть от того, насколько критичными окажутся проблемы фининститутов. Аналитики уверены, что госденьги должны быть предоставлены только на рыночных условиях. Они предполагают, что регулятор должен освещать процесс отбора игроков.
Нацбанк для поддержки банков намерен создать «дочку», которую докапитализирует на 500 млрд тенге. «Средства будут взяты из бюджета Нацбанка… Цифры, которые мы имеем, подлежат уточнению, но примерный объем суммы, которую планируется выделить на программу, составит свыше 500 млрд тенге… Мы исходили из того, что есть определенный уровень неработающих кредитов, и он, очевидно, не отражает всю картину, есть реструктурированные займы, есть нетвердые залоги», — сообщил заместитель председателя Нацбанка Олег Смоляков.
В программе по оздоровлению банковского сектора смогут принять участие банки, чей капитал составляет более 45 млрд тенге, за исключением банков, являющихся «дочками» иностранных банков. Критерию в 45 млрд тенге соответствуют 15 банков. «Вопрос вхождения банка в программу будет рассматриваться правлением Нацбанка с учетом финансовой модели банка, возможностей акционеров и целесообразности предоставления средств… Не все банки станут участниками программы с точки зрения целей и задач. Каждую заявку банка на участие в программе мы будем оценивать индивидуально, выносить на правление Нацбанка», — отметил зампред Нацбанка.
Также в регуляторе подчеркнули, что основным принципом программы является солидарное участие акционеров в капитализации банков. «Мы предполагаем участие государства и акционеров банка в пропорции два к одному», — сообщил финрегулятор.
При этом участие в программе банков будет исключительно на добровольной основе. Банки должны будут полностью рассчитаться с Нацбанком. «Для акционеров будут созданы благоприятные пятилетние условия, в течение которых они смогут постепенно капитализировать свои банки и решать другие проблемы. Кроме того, одним из значимых условий программы станет обмен государственных ценных бумаг на субординированный долг. Банки будут погашать долг в течение 15 лет», — сообщил директор департамента надзора за банками Нацбанка Олжас Кизатов.
Банки будут выпускать субординированные облигации по льготным ставкам и за счет переоценки этого инструмента они получат доход. «Также фининституты получат доход по госбумагам, которые будут обменены на субординированный долг по рыночной ставке. То есть это два источника дохода, которые банки могут получить при входе в программу. И мы ожидаем, что значительная часть убытков банков будет покрыта за счет доходов, которые банки получат от участия в программе. По нашим оценкам, в рамках реализации программы собственный капитал банков увеличится более чем на 1 трлн тенге. Соответственно, банки смогут сократить объем неработающих займов на аналогичную сумму. Также в рамках программы предполагается увеличение кредитования приоритетных секторов экономики на сумму не менее чем 300 млрд тенге в год», — сообщил Олжас Кизатов.
«Дочку» Нацбанк планирует создать в ближайшие полтора месяца. «Мы ожидаем завершить процесс организации дочерней организации, выделения средств на программу и разработку плана к середине августа — сентябрю», — заметил Олег Смоляков.
С каждым банком будут прорабатываться индивидуальные планы. Причем этот план будет включать не только вопросы предоставления банкам субординированного кредита, но также и вопросы участия акционеров в докапитализации банка, модель развития банка и при необходимости вопрос улучшения качества активов. «Субординированный долг будет амортизироваться, погашаться в течение 15 лет. Этот долг может быть конвертирован в простые акции. Нацбанк может выйти из программы по оздоровлению банков через 15 лет, но ключевым моментом будет именно первый пятилетний период. То есть это тот период, в течение которого банкам будут предъявляться требования по доформированию провизий в соответствии с той методикой, которую мы примем», — подчеркнул Олег Смоляков.
Директор департамента аналитики «Казкоммерц Секьюритиз» Нурлан Ашинов считает, что с гражданской позиции выделение госсредств на поддержку банков не совсем уместно. «Почему у банков возникли проблемы: потому что в свое время они пожадничали и раздавали кредиты направо и налево. Не будет новостью, если я скажу, что, наверняка некоторые займы выдавались связанным с банками сторонам, была какая-то аффилированность. При этом в залог могли ставиться сомнительные активы, которые оценивались на миллион, а „де-факто“ могли стоить 100 тыс. тенге. Понятно, что у казахстанцев может возникнуть вопрос: почему за счет госсредств должны поддерживаться „серые“ схемы, залатываться дыры некомпетентного менеджмента банков?» — отмечает аналитик.
Но, с другой стороны, он подчеркивает, что все-таки нужно помогать системообразующим банкам. «Потому что их дефолт может привести к плачевным последствиям. Понятно, что в таких банках сконцентрированы вклады не только физических, но и юридических лиц, исчисляемые миллионами. После дефолта крупных банков доверие ко всей банковской системе будет потеряно. Кстати, в США, Великобритании во время кризиса регулятор проводил санацию банков и одновременно поддерживал некоторые из них. Так, регулятор предоставлял фининститутам финансирование на льготных условиях, заходил в капитал банков — это довольно распространенная практика. Но, с другой стороны, если поддержка потребуется некрупным банкам, то для их поддержки нужно будет применять какие-то рыночные условия», — уверен Нурлан Ашинов.
Также аналитик прокомментировал и планку по 45 млрд тенге. «Это оптимальный лимит по капиталу. Так Нацбанк пытается помочь не абсолютно всем, а только крупным банкам, которые более важны для целостности системы. Другие банки могут тоже запросить о помощи, но, с другой стороны, Нацбанк не может всех спасать», — полагает директор департамента аналитики «Казкоммерц Секьюритиз».
Субординированный заем, как он считает, должен быть предоставлен на рыночных условиях. «В исключительных случаях может быть применен какой-то дисконт по ставке. Но нужно иметь в виду, что для каждого банка справедливая стоимость привлечения будет разной. Сейчас банкам не так просто привлекать длинные тенговые ресурсы. Основные источники тенгвых средств для фининститутов сейчас — это ЕНПФ, Нацбанк или средства квазигосударственных компаний, которые банки привлекают на депозиты. Нужно учитывать, что депозит — это короткие деньги, не 15-летние. Понятно, что каждый год депозит можно пролонгировать, но юридически вклад — это краткосрочный инструмент. Все-таки, считаю, что условия для банков в рамках программы поддержки банков будут немного мягче рыночных. Но совсем льготных условий, думаю, быть не должно», — уверен аналитик.
Генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев также уверен, что оздоровление банков и выделение им госпомощи — это устоявшаяся практика. «В наших условиях ключевым залогом успеха программы по поддержке банков является адекватное соучастие акционеров в докапитализации банков. Сумму в 500 млрд тенге считаю достаточно внушительной. Основная проблема банковской системы в виде кредита, который был у БТА перед Казкомом, уже решена. Кредит был закрыт, списан, выведен из системы. Думаю, что Нацбанку будет легче справляться с уже устоявшимися проблемами», — пояснил собеседник.
Мурат Кастаев тоже придерживается мнения, что в рамках программы средства должны быть «влиты» в банки на рыночных условиях. «В целом же считаю, что государство должно как можно быстрее избавляться от льгот не только в финсекторе, но и в квазигоссекторе. Потому что у нас в Казахстане хватает программ, когда огромные суммы выделяются на льготных условиях. В принципе рыночные ставки сейчас не такие высокие, прослеживается тенденция на снижение ставок. Банки, у которых адекватная бизнес-модель, которые способны конкурировать, думаю, спокойно потянут рыночные займы», — считает он.
Понятно, что банки — это чей-то бизнес. И тут возникает мысль: если банк не конкурентоспособен и не дееспособен, то, может быть, его стоило бы обанкротить? То есть рынок бы самостоятельно вытолкнул с площадки слабых игроков. В свою очередь Мурат Кастаев подчеркивает, что банкротство банков может привести к нестабильности всей финансовой системы. «Проблемы могут оказаться настолько серьезными, что для решения их постфактум может не хватить той финансовой помощи, которая предполагалась ранее, до банкротства. То есть если в Казахстане обанкротится какой-то банк из топ-10, то ущерб от этого события будет больше, чем обозначенные 500 млрд тенге. Повторюсь, что помощь государства должна предоставляться на рыночных условиях», — заметил Мурат Кастаев.
Впрочем, на рынке есть предположение, что программа Нацбанка в основном ориентирована на Казком и Народный банк. «Если смотреть на эти банки как на финансовый холдинг, он занимает порядка 40% банковской системы. Понятно, что если будет выделено 500 млрд тенге, то наибольшая часть этих средств уйдет в Народный банк и Казком. То есть, думаю, что Нацбанк будет выделять господдержку банкам пропорционально их доле на рынке», — отметил Мурат Кастаев.
Он уверен, что Нацбанк должен публиковать данные по банкам, которые он поддержит. «Регулятор должен быть максимально прозрачен, это в его интересах. Открытость поможет избежать обвинений Нацбанка в ангажированности, коррупции. Методика отбора банков должна быть прозрачна», — резюмировал эксперт.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.