Контроль над закупками в квазигоссекторе ужесточат
Министр финансов Бахыт Султанов презентовал соответствующие поправки в законодательствоМинистр финансов Казахстана Бахыт Султанов презентовал в правительстве поправки в законодательство о госзакупках, которые должны централизовать эту сферу и усилить контроль в квазигоссекторе, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Что касается первого направления, то централизованные закупочные органы предлагается создать на республиканском уровне (Комитет по государственным закупкам Минфина) и областном (действующие управления госзакупок при акиматах). На районном уровне это будут вновь созданные отделы госзакупок при акиматах районов либо эти функции будут возложены на существующие отделы при акиматах. Перечни товаров, работ, услуг для всех государственных уровней станет определять Минфин на основе результатов анализа закупаемых товаров. Тем самым должны быть четко разграничены полномочия между уровнями централизованных служб.
«По закупкам квазигоссектора предлагается закрепить три ключевых вопроса. Первый — это установление единых правил закупок для всех субъектов квазигоссектора, в том числе нацхолдингов „Самрук-Казына“, „Байтерек“, „КазАгро“. Второй — закрепить подконтрольность государству закупок квазигоссектора. Третий — установить ответственность работников квазигоссектора за нарушения правил закупок через административное и коррупционное законодательство. При этом очень важно понимать, что никто не собирается возвращать в орбиту закона „О государственных закупках“ регулирование закупок квазигоссектора. Для закупок квазигоссектора будут разработаны отдельные правила, которые, в отличие от госзакупок, будут более гибкими. Они будут содержать лучшие практики корпоративного сектора», — прокомментировал нововведения Бахыт Султанов.
Глава Минфина уточнил, что законопроект согласован со всеми госорганами и 15 мая текущего года внесен в правительство. Согласно плану законопроектных работ в июне он должен быть внесен в мажилис.
Между тем Бахыт Султанов в контексте законопроекта особенно отметил меры по поддержке отечественных товаропроизводителей.
«В рамках развития системы централизованных закупок расширен перечень товаров, работ и услуг, закупаемых через Единого организатора — Комитет по государственным закупкам Минфина через дополнение мебели и продукции легкой промышленности. Во-вторых, принят приказ Минфина, предусматривающий закуп мебели и продукции легкой промышленности в соответствии с типовой технической спецификацией. Сейчас МИР и НПП разрабатывают эти типовые техспецификации, главными требованиями которых должно стать наличие материально-технической базы и производственной мощности», — объяснил Бахыт Султанов.
К тому же, по словам министра, разработан законопроект, дающий возможность объединения мелких закупок в один крупный лот. Это позволит приобретать продукцию легпрома, автотранспорт и другие виды товаров в комплекте, независимо от мест поставок. То есть единый организатор по заявкам заказчиков сможет формировать лоты по отраслевой принадлежности — это позволит стандартизировать закупки.
Кроме того, как заметил министр, законопроект устанавливает компетенцию Минфина по определению для заказчиков способов закупок. «Это позволит обязать заказчиков закупать мебель и легпром только через конкурс с предварительным квалификационным отбором. При этом главным критерием прохождения такого отбора будет являться наличие производственной базы», — отметил министр.
В свою очередь глава правительства Бакытжан Сагинтаев уточнил, что «приказ о закупе госорганами расширенной продукции у отечественных производителей принят в конце 2016 года. За полгода на какую сумму закуплено товаров в регионах» и каков процент срыва госзакупок по стране за последние полгода?
Бахыт Султанов отметил, что приказ Минфина позволяет блокировать на портале все закупки по мебели. То есть все госучреждения должны осуществлять эти госзакупки через Минфин. В настоящее время ими было приобретено мебели на 6 млрд тенге. А до конца года ожидается сумма еще в 10−12 млрд тенге, что должно стимулировать казахстанское мебельное производство.
«80% срываемых конкурсов приходится на строительный сектор. Из них 60% проводится после того, как два конкурса срывается, и в итоге эти конкурсы идут с закупом из одного источника», — ответил Бахыт Султанов, уточнив, что причины массовых отклонений заявок по закупкам в сфере строительства в основном связаны с проектно-сметной документацией.
«Конкурсная документация требует представления неоправданно большого количества подтверждающих документов и содержит устаревшую технику. Для недопущения отклонений по формальным причинам мы упрощаем требования к участникам закупок, где упор будет сделан на положительный опыт — репутацию и коэффициент налоговой нагрузки», — резюмировал Бахыт Султанов.