Как защититься потребителям финансовых услуг в РК?
Чтобы понимать свои права, им как минимум нужно изучить законодательство всего финсектораВ Казахстане нет единого закона о защите прав потребителей финансовых услуг. При этом закон РК «О защите прав потребителя» не распространяется на клиентов финансовых структур, сообщила заместитель начальника управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Национального банка РК Иман Аль-Кейси. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Регулятор принял множество норм в области защиты прав потребителей финуслуг, но нет отдельного закона, защищающего их. Список (прав. — Ред.) рассеян в разных законодательных актах, касающихся каждого отдельно взятого финансового сектора: банковского, страхового, пенсионного, рынка ценных бумаг», — сказала Иман аль-Кейси во время первой конференции «Защита прав потребителей финансовых услуг в Казахстане: новые подходы в развитии взаимоотношений участников финансового рынка».
Соответствующее подразделение Нацбанка создано в 2001 году, и за последние 6 лет в него обратились 50 тыс. человек, недовольных своими отношениями с банками. За последние три года регулятор констатировал рост количества жалоб. В 2014 году их было почти 8 тыс., в 2015 году — 10,9 тыс., в 2016 году — 12 тыс. обращений.
«В начале становления рынка к нам обращались за разъяснением услуг, например, как проводится компенсация по вкладам. Сейчас поступают претензии к действиям финансовых организаций. В 90% случаев при изучении договора и истории обслуживания не было юридических оснований для принятия мер к банку», — сказала Иман Аль-Кейси.
За последние 6 лет регулятор применил 370 ограничительных мер воздействия к финучреждениям в связи с нарушениям в их работе. Это небольшая цифра, считает она.
Деятельность банков сегодня сильно зарегулирована. А ведь помимо них на рынке есть и другие структуры, которые занимаются кредитование, сказал в свою очередь начальник управления продаж департамента розничного бизнеса АО «Нурбанк» Нурлан Омаров.
«Человек через интернет-ресурс может получить кредит за час на свою карту. И это требует большего внимания, чем работа банков», — сказал он.
«И хорошо, что в течение часа выдают кредит. Мир меняется, скоро и банки к этому придут », — заметил в ответ исполнительный директор Казахстанской ассоциации «Финтех» Ерлан Смайлов.
Компании онлайн-кредитования не рассматривают себя в качестве конкурентов для банков, тут же добавил он. Они отрабатывают в интернете те технологии и сервисы, которыми смогут воспользоваться банки. К тому же такие компании создают для них новых потребителей с хорошей кредитной историей.
По данным на осень 2016 года, за три предыдущих года было выдано 350 тыс. онлайн-займов на 12,9 млрд тенге. Это 0,3% от общего рынка потребительского кредитования, добавил Смайлов. Основным продуктом в этом сегменте являются кредиты до зарплаты. В 2016 году их объем составил 8,9 млрд тенге вместо 2,5 млрд тенге в 2015 году. Кредиты в интернете дороже, чем банковские. Причина в больших затратах на маркетинг, на обслуживание фондирования, и в высоких рисках, пояснил спикер.
«С учетом девальвации и кризиса доходы домохозяйств падают и к концу месяца у них появляются кассовые разрывы и срочные траты. Если не будет онлайн-займов, то потребители пойдут за деньгами к столбовым ростовщиками, к криминальным структурам, где они никак не защищены. У нас все же есть договор, пусть не на бумаге, но ведь все действия человека в интернете можно отследить. В XXI веке бумага становится анахронизмом, и от нее надо уходить. Об этом говорит правительство, и сказал глава государства в своем послании», — сказал он.
Хотя Нацбанк не регулирует онлайн-кредитование, международный опыт диктует необходимость установления правил игры на этом рынке, добавил он. И в этом смысле приоритетом номер один является сохранение потребителя.
«Для этого участники рынка совместно приняли отраслевые стандарты: строгое соблюдение прозрачности (условий договора, ставок вознаграждения, всех комиссий), определение предельной суммы долга, соблюдение возрастного ценза, использование коэффициента долговой нагрузки», — объяснил спикер.
Все компании, кредитующие в интернете, сотрудничают с Первым кредитным бюро (ПКБ), добавила директор по развитию бизнеса ПКБ Асем Нургалиева. Сейчас время обмена кредитными историями составляет 24 часа. Но во второй половине этого года информация о займе будет поступать в бюро сразу после его выдачи.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.