Экспорт пенсий в рамках Евразийского союза
Новшества и преимущества в пенсионном обеспеченииВопросы свободного движения рабочей силы, в том числе пенсионного обеспечения трудящихся за пределами их страны сейчас приобретают актуальный характер. По мере взросления люди начинают интересоваться, что их ждет в пенсионном возрасте.
Что представляет собой пенсия в Казахстане?
Пенсия — это ежемесячные выплаты денег физическим лицам при достижении пенсионного возраста в связи с потерей трудоспособности или за выслугу лет. На данный момент в Казахстане действует смешанная система пенсионного обеспечения, которая состоит из солидарной и накопительной систем. Лица, имеющие стаж работы не менее 6 месяцев до 1998 года, имеют право на пенсию по обеим системам, а те, кто не имеет такого стажа, — только по накопительной. Кроме того, с 2005 года введена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается всем выходящим на пенсию гражданам независимо от наличия трудового стажа и дохода. Назначение пенсионных выплат по возрасту производится мужчинам по достижении 63 лет, женщинам − по достижении 58 лет с поэтапным повышением пенсионного возраста до 63 лет в 2027 году. Следует отметить, что женщины, родившие либо усыновившие/удочерившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 53 лет. Пенсионные выплаты по возрасту в полном объеме назначаются по достижении возраста мужчинам — при наличии трудового стажа не менее 25 лет, женщинам — при наличии трудового стажа не менее 20 лет на 1 января 1998 года.
Новшества и преимущества в пенсионном обеспечении трудящихся в Евразийском союзе
Создание единого экономического пространства обеспечивает свободу передвижения граждан государств-участников, отмену любой дискриминации в отношении граждан союза и создание стандартизованного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости. Одним из важнейших шагов в этом направлении является принятие договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС.
Договор о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза все еще находится на рассмотрении ЕЭК, хотя изначально планировалось, что он вступит в силу 1 января 2016 года.
Пенсионное обеспечение граждан по-прежнему будет регулировать законодательство государства постоянного проживания, а пункты единого договора будут применяться при условии трудоустройства человека в любой другой стране ЕАЭС или выезда будущего/состоявшегося пенсионера на постоянное проживание в какую-либо страну союза. Единый для стран ЕАЭС договор о пенсионном обеспечении создает равные условия гражданам этих государств при начислении пенсии.
Соответственно трудовые мигранты, осуществляющие трудовую деятельность в Казахстане, начиная с даты подписания договора будут наравне с гражданами РК участвовать в накопительной пенсионной системе, перечисляя 10 процентов своей заработной платы в единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ). В дальнейшем, при выезде мигранта из страны пенсионные накопления не будут перечисляться самому физическому лицу, они будут аккумулироваться в ЕНПФ и экспортироваться при обращении компетентного органа государства проживания при достижении данным трудовым мигрантом пенсионного возраста. Ранее трудовые мигранты самостоятельно получали накопленные пенсионные отчисления, которые зачастую уходили не на пенсионное обеспечение. Что касается граждан Казахстана, пенсионные накопления, заработанные ими в стране союза, будут ждать наступления их пенсионного возраста уже в ЕНПФ, поскольку для казахстанцев только этот фонд является уполномоченным для инвестиций пенсионных накоплений и выплат пенсий.
Перечисление выплат будет производиться в валюте той страны, в которой заработана пенсия и наступило пенсионное право. В министерстве по экономике и финансовой политике ЕЭК отдельно подчеркнули этот факт, поскольку выплаты пойдут из бюджета или пенсионного фонда страны, в которой работник производил пенсионные отчисления из заработка.
Для целей обмена достоверной информацией о трудовых мигрантах и контроля за соблюдением их пенсионных прав стороны договора планируют создать специальный информационный ресурс. Его база включит в себя все данные о трудовых документах и предусмотрит свободный обмен информацией.
Таким образом, за стаж работы, приобретенный до вступления договора в силу, пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии c законодательством стран союза и международными договорами. После вступления договора в силу пенсии будет назначать и выплачивать государство ЕАЭС, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы. При этом базовая пенсия будет выплачиваться государством проживания.
Для трудовых мигрантов, работающих нелегально, введение системы учета пенсионных обязательств между странами ЕЭАС может стать своего рода стимулом выхода из тени. Сегодня даже официально работающие мигранты не могут рассчитывать на справедливые пенсионные выплаты, так как в настоящее время эффективно работающего механизма зачета пенсий между странами СНГ нет.
Так как в РК обязательные пенсионные отчисления перечисляются за счет самого работника, трудовые мигранты могут быть не заинтересованы в оформлении официальных трудовых отношений с работодателем, стремясь получить более высокую заработную плату. Со вступлением договора в силу в более выгодном положении окажутся трудовые мигранты, работающие в странах, где обязательные пенсионные отчисления являются ответственностью работодателя (к примеру, РФ, Беларусь).
Благодаря созданию механизма по экспорту пенсии можно будет работать в любой стране ЕАЭС без потери пенсии на время трудоустройства в другом государстве союза. Устранение барьеров на пути свободного движения рабочей силы в рамках союза даст возможность гражданам государств ЕАЭС быть более мобильными, выбирать работу в той стране, где она лучше всего оплачивается и где предоставляется больше социальных льгот.
Возможные проблемы на пути реализации договора
На пути к внедрению системы взаимозачета пенсий на пространстве ЕАЭС может возникнуть ряд серьезных проблем, на решение которых потребуются значительное время и усилия. Во-первых, препятствием к осуществлению этого проекта станут существенные различия в пенсионных системах стран-участниц. Как отмечается в докладе ЕАБР и Всемирного банка, в России, Казахстане, Кыргызстане и Армении действуют трехуровневые модели с обязательным накопительным компонентом, а в Беларуси работает одноуровневая солидарная схема. Различается также и возраст выхода на пенсию в разных странах: в России и Беларуси он составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, в Кыргызстане — 58 лет и 63 года соответственно, в Армении — 63 года для всех граждан, а в Казахстане к 2027 году планируется постепенно выровнять гендерную разницу и довести возраст выхода женщин на пенсию до 63 лет. Имеются также отличия в величине и источниках отчислений в пенсионный фонд. В России совокупный размер отчислений в пенсионный фонд составляет 22% оплаты труда, при этом основным источником является фонд оплаты труда. Никаких вычетов из заработной платы работника не предусмотрено. В Беларуси ставка составляет 29%, при этом 28% платит работодатель от фонда оплаты труда, а 1% вычитается из заработной платы работника. В Кыргызстане это соотношение составляет 15 и 10%. В Казахстане, наоборот, основным источником отчислений в пенсионный фонд является работник, который платит 10% от заработной платы. Кроме того, законодательством предусмотрены и обязательные профессиональные отчисления для отдельных категорий работников. В Армении пенсионные взносы частично финансируются из государственного бюджета.
Кроме того, пенсионное законодательство в странах СНГ нестабильно и находится в процессе изменений. Например, в России в ближайшее время будет принят пакет законопроектов, меняющих пенсионную формулу и структуру пенсионных взносов. В Казахстане планируется введение обязательных пенсионных взносов работодателя в размере 5% в ближайшем будущем. Такие изменения представляют собой еще одну сложность для создания системы.
Несмотря на трудности, внедрение системы взаимного зачета пенсионных обязательств повлечет за собой ряд социальных и экономических выгод. Во-первых, это позволит частично решить проблему нелегальной миграции и разрядить сложившуюся в связи с ней социальную напряженность. Во-вторых, это сделает страны-реципиенты более привлекательными для миграции квалифицированных кадров, а значит, выполнит одну из задач, которые ставят перед собой власти стран. С экономической точки зрения легализация миграции позволит повысить поток отчислений в пенсионные фонды. Еще один важнейший плюс внедрения такой системы — укрепление роли ЕАЭС как интеграционного ядра на пространстве СНГ.
Макан Маншук, cтарший консультант департамента налогов и права, «Делойт»
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.