Три вероятных сценария господдержки банков
Аналитики не исключают, что правительство может вновь зайти в капитал «токсичных» фининститутовПохоже, в 2017 году на банковском рынке будут «подкручены гайки». На расширенном заседании Правительства РК председатель Нацбанка Данияр Акишев четко дал понять, что будет усилена работа по предупреждению кризисных явлений в банковском секторе. К тому же финрегулятор намерен ужесточить подходы к оценке сделок банков со связанными лицами. Одновременно глава Нацбанка сообщил, что для крупных банков будет предложена программа господдержки «на принципах солидарного участия акционеров в докапитализации банков». Аналитики не исключают, что правительство может вновь зайти в капитал «токсичных» фининститутов. При этом они уверены, что госсредства должны быть влиты в капитал только на рыночных условиях.
Ситуация в финансовом секторе постепенно начинает накаляться. Складывается впечатление, что акционерам банков все труднее становится вести бизнес. Похоже, помимо консолидации у банков может появиться еще один инструмент, за счет которого они смогут черпать ресурсы. Таким «спасительным кругом» может стать господдержка. Так, на расширенном заседании правительства при участии главы Казахстана Нурсултана Назарбаева Данияр Акишев отметил, что «комплекс мер по оздоровлению банковского сектора также будет включать независимую оценку качества активов банков».
«Ее планируется провести в 2017 году. Параллельно будет предложена программа поддержки крупных банков за счет государственных ресурсов на принципах солидарного участия акционеров в докапитализации банков… Соответствующий пакет законодательных поправок будет разработан Национальным банком и внесен в правительство в кратчайшие сроки», — отметил глава Нацбанка.
Можно было бы предположить, что государство готово напрямую профинансировать банки. Но, как оказалось, это не совсем так. «Во-первых, программа господдержки не подразумевает определения какой-то конкретной суммы. То есть программа означает, что государство соглашается с тем, что в отдельных банках существуют проблемы, связанные с недостаточной капитализацией. И, соответственно, в этом случае нужно искать источники докапитализации банков. В первую очередь таким источником должны быть средства акционеров. Если средств акционеров недостаточно, то государство может рассмотреть какие-то формы господдержки. При этом речь не всегда идет о каких-то напрямую выделенных суммах. Речь может идти о косвенной поддержке банков», — заметил в интервью «Хабар 24» Данияр Акишев.
При этом банкир подчеркнул, что господдержка может быть выражена через «создание благоприятной или льготной среды» для некоторых банков. «Речь может идти о какой-то обусловленной поддержке через какие-то инструменты… Но в обмен на такого рода условия у банков возникнут очень жесткие обязательства. То есть, во-первых, это проведение очень взвешенной кредитной политики, кредитование приоритетных отраслей экономики. И самое главное — акционеры должны солидарно участвовать (в процессе капитализации — ред.)», — уточнил Данияр Акишев.
Аналитики спрогнозировали несколько сценариев, которыми может воспользоваться Нацбанк, оказывая господдержку. Один из них — вхождение правительства в капитал банка. «Предполагаю, что Нацбанк будет использовать международную практику. То есть если у банка возникнут проблемы с созданием провизий и при этом у него сохранится положительный собственный капитал, то государство может докапитализировать его. В 2009 году ФНБ „Самрук-Казына“ вошел в капитал БТА, Альянс банка, Темiрбанка, Казкома. В апреле 2009 года госфонд приобрел 20,91% простых акций Народного банка за 27 млрд тенге. Позже банк выкупил свою долю у государства, которое получило прибыль от этой сделки», — отметил директор департамента исследований Halyk Finance Мурат Темирханов.
Он уверен, что если какие-то банки и получат господдержку, то льготные условия при этом исключены. «Господдержка должна быть только на рыночных условиях. Единственное, в этом случае в банке один из членов совета директоров должен быть представлен в лице представителя Нацбанка. Тогда будет больше контроля над банком со стороны регулятора. Мне кажется, что никакой акционер частного банка этого не захочет. Поэтому, даже если государство войдет в капитал какого-то проблемного банка, акционеры этого фининститута будут стараться как можно быстрее выкупить свою долю в капитале», — заметил Мурат Темирханов.
Аналитик заострил внимание на том, что правительству в лице «Самрук-Казына» невыгодно держать в своем портфеле такой актив, как банк. Он уточнил, что это непрофильный актив для правительства.
«Думаю, господдержка может быть оказана банкам, которые столкнулись с кредитными проблемами. Предполагаю, что сейчас необходимость в докапитализации банка не всегда может быть связана с требованиями Базель III, потому что эти требования были известны акционерам банков еще 2−3 года назад. В этом случае, думаю, помощи от государства ждать не стоит. Скорее всего, внедрение стандартов Базель-III финрегулятор может отсрочить из-за кризисных явлений», — уверен Мурат Темирханов.
Не исключено, что государство может поддержать банки также за счет открытия кредитной линии, либо за счет приобретения облигаций банков. «Должно быть четкое политическое решение о готовности поддержать банки — его уже озвучил президент. Но, опять-таки, здесь речь шла о поддержке крупных системообразующих банков. А именно, о Казкоме. Другие крупнейшие системообразующие банки не испытывают такие трудности, как Казком», — отметил генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев.
Собеседник не исключает, что поддержка банков со стороны государства может быть осуществлена и через ЕНПФ. «ЕНПФ не хотят отдавать в частные руки, потому что правительство лоббирует этот вопрос. Потому что для государства пенсионный фонд — это большой карман, в который в случае необходимости можно залазить. Если же господдержка будет оказана за счет пенсионных денег, то они должны быть представлены под рыночный процент», — уверен Мурат Кастаев.
Аналитик считает, что государство должно спасать именно системообразующие банки. «Это топ-5−7 банков, которые концентрируют около 70−80% активов банковского сектора. Если же говорить о каких-то небольших банках, то в их спасении не вижу необходимости. У нас есть КФГД, он все равно возместит тенговый депозит на сумму до 10 млн тенге», — отметил Мурат Кастаев.
В Halyk Finance уверены, что топ-10 банков по активам нельзя банкротить. «Потому что иначе могут возникнуть проблемы в банковском секторе. Но в любом случае каждый фининститут нужно рассматривать индивидуально. В России, например, „чистят“ рынок от „токсичных“ банков. Там ведь из-за этого не происходит никакой катастрофы», — считает Мурат Темирханов.
Он подчеркивает, что нельзя дать точных прогнозов, сколько банков могут получить господдержку в 2017—2018 годах. «Чтобы оценить вероятность такого сценария, необходимо обладать более полной информацией по кредитным портфелям. Например, сколько каждым из банков недоначислено провизий. Эти данные для всеобщего обозрения закрыты», — проинформировал Мурат Темирханов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.