Налог с продаж вместо НДС: надо ли?

В большинстве западных стран используется механизм НДС

В мае 2015 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поручил министерству финансов изучить вопрос замены налога на добавленную стоимость (далее — НДС) налогом с продаж. Целью введения и усовершенствования налога с продаж явилась необходимость улучшения и унифицирования нормативной базы процедур налогового и таможенного администрирования, что в конечном итоге повысило бы качество оказания государственных услуг, сократило бы административные барьеры, время и ресурсы налогоплательщиков.

В связи с этим необходимо отметить, что в большинстве западных стран используется механизм НДС, хотя в некоторых развитых странах, например, в США, применяется механизм налога с продаж. В таких странах отличаются в основном ставки налога, и в то же время предусмотрены льготы для различных категорий товаров и услуг, которые законодательно освобождаются от данного налога.

Налог с продаж (НП) по сути является налогом на конечную реализацию. Система зачетов и возмещений, как при НДС, у налога с продаж не применяется. При этом налог с продаж, в отличие от НДС, может иметь каскадный эффект в зависимости от применяемого подхода.

Так, при классической схеме налог с продаж не взимается на каждом этапе добавления стоимости, а применяется только при продаже конечного продукта конечным потребителям. При такой схеме налогообложения реализация промежуточных переработчиков/звеньев не облагается и вся налоговая нагрузка ложится на последнее лицо в цепочке реализации. В этой модели налогообложения могут возникнуть сложности с контролем мелких розничных продавцов, которые могут быть заинтересованы в оптимизации налогообложения. Может также существовать сложность в определении того, является ли то или иное лицо промежуточным продавцом, освобождаемым от налога, или конечным продавцом, чьи обороты подлежат обложению налогом с продаж.

В качестве альтернативы может использоваться так называемый каскадный подход к налогообложению, когда налог с продаж применяется на каждом этапе производственной цепочки (производитель сырья ↔ производитель товара ↔ оптовый продавец ↔ розничный продавец). Насколько мы понимаем, казахстанские налоговые органы рассматривают именно такую модель обложения налогом с продаж. При каскадном подходе сумма налога будет зависеть от количества этапов производства товаров: чем сложнее производство, тем больше кумулятивная сумма налога с продаж для конечного покупателя. Как правило, в таких случаях целесообразней рассматривать низкие ставки налога для избежания значительного кумулятивного эффекта на налогоплательщиков.

Для наглядного сравнения налога с продаж и НДС мы смоделировали налоговую нагрузку при гипотетической ситуации, предусматривающей несколько этапов производства и реализации. Ниже представлены схема и таблица с гипотетическими расчетами.


НДС

12%

12% НДС режим

Местные поставщики

Вторичный субподрядчик

Основной субподрядчик

Генераль-ный подрядчик

Произво-дитель

Всего

Выручка (без НДС)

5,000 

8,000 

14,000 

24,500 

35,000 

Исходящий НДС (12%)

600 

960 

1,680 

2,940 

 —

Стоимость покупки (без НДС)

 —

6,200 

8,000 

16,500 

24,500 

НДС за нерезидента

 —

 —

 —

300 

 —

НДС на импорт

 —

144 

 —

 —

 —

Другие расходы

3,500 

1,300 

4,400 

5,500 

6,600 

Всего входящего НДС

 —

744 

960 

1,980 

2,940 

Всего обязательств по НДС

600 

216 

720 

960 

(2,940)

Налогооблагаемый доход

1,500 

500 

1,600 

2,500 

3,900 

10,000 

КПН (20%)

300 

100 

320 

500 

780 

Рентабельность продаж

24 

Всего КПН + НДС, включая:

900 

316 

1,040 

1,460 

(2,160)

1,580 

КПН

2,000 

НДС

(420)

НП

5%

5% НП-режим

Местные поставщики

Вторичный субподрядчик

Основной субподрядчик

(Генеральный подрядчик

Производитель

Всего

Выручка (без НП)

5,000 

8,000 

14,000 

24,500 

35,000 

Налог с продаж (5%)

250 

400 

700 

1,225 

 —

Стоимость покупки включая НП

 —

6,450 

8,400 

17,200 

25,725 

НП за нерезидента

 —

 —

 —

125 

 —

НДС на импорт

 —

60 

 —

 —

 —

Другие расходы

3,500 

1,300 

4,400 

5,500 

6,600 

Налогооблагаемый доход

1,500 

250 

1,200 

1,800 

2,675 

7,425 

КПН (20%)

300 

50 

240 

360 

535 

Рентабельность продаж (%)

24 

Всего КПН + НП, включая:

550 

450 

940 

1,585 

535 

4,060 

КПН

1,485 

НП

2,575 














Как следует из примера, при введении налога с продаж в целом налоговые поступления от КПН уменьшились бы, но при этом значительно увеличились бы налоговые поступления от косвенных налогов. Такое увеличение налоговой нагрузки в этом примере приводит к снижению рентабельности практически всех участников производственной цепочки (кроме импортеров). Снижение рентабельности в свою очередь может повлиять на снижение их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

Также необходимо учесть, что при отмене НДС остается открытым вопрос взимания НДС при операциях между государствами — участниками Евразийского экономического союза. Порядок взимания НДС урегулирован в рамках международных договоров, подписанных Казахстаном.

Сейчас рассматривается вопрос сохранения НДС с совершенствованием налогового администрирования. Согласно докладу министра национальной экономики на заседании Правительства РК по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» от 5 октября 2016 года, в целях недопущения налоговой и административной нагрузки на бизнес предлагается сохранить действующее минимальное пороговое значение для целей постановки на учет по НДС (30 тысяч МРП) по 2017 год включительно, с дальнейшим поэтапным снижением: в 2018 году будет понижено до 25 тыс. МРП (53 млн тенге), в 2019 году — до 20 тыс. МРП (42,4 млн тенге) и в 2020 году — до 15 тыс. МРП (31,8 млн тенге). Данное изменение приведет к увеличению числа плательщиков НДС.

В завершение хотелось бы отметить, что 8 декабря 2016 года в своем выступлении на заседании президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» премьер-министр Бакытжан Сагинтаев отметил, что налог с продаж в Казахстане не нужен. Соответственно, полагаем, что решение о целесообразности перехода на налог с продаж должно быть качественно проанализировано и взвешено с учетом экономического эффекта на ключевые секторы экономики Республики Казахстан в долгосрочной перспективе.

Марал Кушенова, старший консультант департамента налогов и права, «Делойт»

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤