Лучшие банки Казахстана 2016 года
Итоги четвертого ежегодного рейтинга «Капитал.kz»Четвертый год подряд «Капитал.kz» подводит итоги уходящего года и оценивает деятельность финансовых институтов. В 2012 году нами была учреждена премия «Лучшие банки Казахстана», для того чтобы оценить их заслуги перед клиентами и обществом в целом. Напоминаем, что свой рейтинг мы основываем на нескольких параметрах: финансовых результатах, процедурах, которые банки проводят для улучшения обслуживания и восстановления доверия к рынку.
Рейтинг является исключительно субъективным, однако строится на обзоре и анализе информации, опубликованной на сайтах и социальных страницах банков, а также материалах в СМИ.& Это первая премия в Казахстане, которая направлена на стимулирование развития банковского сервиса и восстановление доверия казахстанцев к данному сектору.
В уходящем году банки столкнулись с новыми вызовами, но они уже научились жить в условиях низких объемов кредитования и дорогой ликвидности. При этом конкуренция за клиента диктовала необходимость предлагать максимально высокие ставки вознаграждения. Хотя не всем игрокам нужно было предлагать максимальную доходность, чтобы нарастить депозитную базу. Народный банк в этом году стал банком номер 1 по объему вкладов от физически лиц. По итогам 9 месяцев этого года доля рынка по этому показателю у Народного банка составила 20,36%. Очевидно, что за столь высокое доверие со стороны населения Народный банк вправе называться «Банк, которому доверяет население».
Сегодня границы между банком и сервисной компанией стираются. Большинство местных банков достаточно новаторски смотрит на свои структуры. Одним из ярких примеров, когда банк стал практически маркетплейсом, является сайт Kaspi.kz, который объединил банковские услуги и интернет-магазин. В октябре казахстанцы совершили с его помощью более 20 000 покупок. Финансовый институт очень активно работает в части развития розничного направления, предлагая проводить операции без комиссии и получать бонусы. Для интереса в октябре было проведено более 2,6 млн платежей на сумму свыше 9 млрд тенге. А количество бонусов, которые банк подарил, превысило 1 млрд тенге. За создание банковского маркетплейса, который пользуется спросом, «Самым клиентоориентированным сервисом» признается Kaspi Bank и его kaspi.kz. «Мы строим классный онлайн-бизнес, который улучшает жизнь людей, облегчает их повседневные дела и помогает делать выгодные покупки», — рассказывал ранее Михаил Ломтадзе. По нашему мнению, это соответствует действительности.
Инновациям в банковском секторе страны посвящена отдельная статья в этом номере делового еженедельника «Капитал.kz», и все же банк Qazkom по единодушному мнению редакции получил звание «Самый технологичный банк».
За рубежом очень популярны финансовые институты для ведения семейного бизнеса. В их обязанности входят не только финансовые вопросы самих компаний, но и их владельцев. Понятно, что за границей банкинг уже давно стал искусством, и все же казахстанские банки очень успешно работают с компаниями, предоставляя лучшие решения и отличный сервис. В этом году звание «Лучший банк для ведения бизнеса» присуждено АТФБанку. Финансовый институт накопил огромный опыт работы в сегменте МСБ, поэтому хорошо знает потребности этого сегмента и может предложить наиболее оптимальные тарифы и продукты. Это касается как кредитования, накопления средств, так и операционного обслуживания.
Банк принимает активное участие в госпрограммах. С 2008 года он является оператором госпрограмм по льготному финансированию предпринимателей. За это время банку было выделено более 44 млрд тенге. Впрочем, банк активно развивает и другие направления, в его арсенале существуют решения для корпоративного сегмента и населения.
Социальный аспект немаловажен для банковского бизнеса. В этом году многие банки проводили благотворительные и социальные проекты. Однако премию «Самый масштабный социальный проект» единодушно решено присудить Банку ХоумКредит за запуск крупнейшего колл-центра в Алматы, в котором могут работать люди с ограниченными возможностями. Колл-центр рассчитан на 600 операторов, а сумма инвестиций в него составила около 600 млн тенге. Колл-центр занимает два этажа одного из бизнес-центров, а его общая площадь составляет около 3 тыс. квадратных метров.
«Колл-центр — это лицо любого банка, его отражение. Многоканальный контакт-центр — это важная точка коммуникаций с клиентом, а также один из главных факторов в формировании положительных впечатлений о банке. Мы создали для сотрудников настолько комфортные условия, чтобы они могли получать удовольствие от рабочего процесса. Наша задача — чтобы, кладя телефонную трубку, каждый клиент после разговора с нашим менеджером, улыбался. Считаю, что именно сейчас самое время использовать все ресурсы для подпитки бизнеса, а не экономить», — рассказал на открытии колл-центра глава банка Ондржей Кубик. Такие проекты — это еще и показатель высокой ориентированности на клиентов. Надеемся, такие проекты, улучшающие сервис банка и помогающие людям с ограниченными возможностями, будут и далее реализовываться фининститутом.
Ярких сделок по приобретению в этом году на рынке было немало, но все же отдельно хотелось бы выделить «Самую неожиданную экспансию» на казахстанский рынок российского банкира Игоря Кима. В этом году он приобрел дочерний банк Royal Bank of Scotland (Казахстан). Ранее сообщалось о том, что переговоры о покупке RBS (Казахстан) вел казахстанский бизнесмен Орифджан Шадиев, сделка предположительно должна была завершиться в конце 2015 года. Поэтому неожиданным стало сообщение о том, что в апреле этот фининститут купил российский банкир. В дальнейшем банк был переименован в Банк ЭкспоКредит.
«Модель бизнеса у казахстанской „дочки“ RBS примерно такая же, как и у российской. Сделка проведена в целях расширения банковского бизнеса. Для нас важны опыт и репутация международной группы RBS», — сообщил СМИ Игорь Ким. Как сообщают российские СМИ, он является стратегическим инвестором, основным акционером, председателем совета директоров банков в России, Латвии, Чехии.
Запомнится этот год и перестановками на банковском рынке. В апреле Магжан Ауэзов, покинув свой пост в Qazkom, стал председателем Ассоциации финансистов Казахстана (АФК). А в минувший вторник стало известно, что он возглавил крупнейший ForteBank. В связи с этим «Самой яркой рокировкой года» стал переход Магжана Ауэзова в банк с позиции главы АФК.
«Для меня большая честь возглавить ForteBank в такой важный период становления. Перед командой ForteBank стоят действительно высокие цели, и мы нацелены на продуктивную работу по динамичному развитию банка как технологичного, клиентоориентированного и надежного лидера сектора», — приводятся слова Магжана Ауэзова в пресс-релизе банка.
Есть на нашем рынке и новаторы, которые не боятся экспериментировать. Например, в этом году AltynBank запустил цифровой банк Altyn-i. В нем использованы лучшие решения ведущих технологических компаний мира.
«Путь Altyn-i — это типичный путь финтеха. Мы внедрили технологию и внимательно изучаем финансовые и транзакционные показатели. Мы видим хорошую композицию между наличными и безналичными транзакциями. В традиционных фининститутах эта пропорция составляет 10% безналичных платежей, а 90% - наличных, а в продвинутых — 20 на 80. У нас в Altyn-i 72% - это безналичные операции и меньше трети — наличные. Недавно мы проводили акцию с Uber, и всего за 2 месяца клиенты Altyn-i совершили 12,5 тыс. поездок. Это свидетельствует о том, что интерес к таким инновационным решениям в Казахстане есть», — рассказал глава банка Altyn Bank Аскар Смагулов в интервью «Капитал.kz». AltynBank получает номинацию «Новаторы, в которых мы верим».
И под занавес — в этом году редакция приняла решение выделить двух самых ярких персон на банковском рынке — Умут Шаяхметову и Владислава Ли. На сайте центра деловой информации Kapital.kz они стали самыми читаемыми банкирами уходящего года.
Умут Болатхановна всегда открыто говорит о проблемах в банковском секторе и возможностях их решения. Владислав Сединович, помимо своей банковской деятельности, в этом году стал депутатом маслихата Алматы, взяв на себя дополнительно общественную нагрузку. По нашему мнению, чем больше в политике людей из бизнеса, тем эффективнее будет развиваться экономика страны.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.