Выборы в США укрепили доллар в Казахстане
Многие аналитики предполагали, что после победы республиканца тенге сменит курс на укреплениеНаконец в Штатах закончилась горячая, и, пожалуй, самая непредсказуемая предвыборная гонка. Неожиданно для многих победу на президентских выборах в США одержал эпатажный Дональд Трамп. Еще до объявления итогов выборов последние две недели тенге стал резко терять свои позиции. В итоге доллар укрепился на 9,2 тенге. Многие аналитики предполагали, что после победы республиканца тенге сменит курс на укрепление. Впрочем, пока доллар не намерен сдавать позиции, он уверенно преодолел планку в 343 тенге.
Между тем эксперты финрынка уверены: паниковать не стоит.
Еще две недели назад максимальный курс доллара в обменных пунктах не превышал 331,8 тенге. За день до оглашения результатов выборов в США, 8 ноября, курс американской валюты в обменниках достиг отметки 341 тенге, 9 ноября — 343,2 тенге. Впрочем, обозначенный тренд на проседание тенге, как подчеркивают аналитики, наблюдается из-за дешевеющей нефти. «Текущее ослабление тенге мы связываем со снижением цены на черное золото, которая приближалась к $ 52, теперь откатывается назад к уровню $ 40. Предполагаем, что, скорее всего, цены на нефть снизятся снова. Прогнозируем дальнейшую корреляцию курса пропорционально движению цены на нефть», — подчеркивает Мурат Кастаев, генеральный директор DAMU Capital Management.
За месяц (последние 30 дней) цена на нефть марки Brent была достаточно волатильной. Котировки черного золота находились в коридоре $ 45,57−52,61 за баррель. Стабильный тренд на удешевление нефти стал прослеживаться с ноября и продолжился вплоть до 8 ноября. В роковой день, 9 ноября, сырье резко взяло курс на повышение: с $ 45,84 оно подорожало до $ 46,06.
«По нашим прогнозам, в ноябре цены на нефть Brent будут держаться в коридоре 45−49 долларов. Если со стороны членов ОПЕК будут какие-то словесные интервенции относительно возможности достижения соглашения о сокращении добычи нефти в ноябре, то цены могут подрасти к 49 долларам в этом месяце», — подчеркивает Нурлан Рахимбаев, исполнительный директор «Асыл-Инвест».
Аналитики не тешат себя надеждами по встрече ОПЕК
Остается только надеяться, что все договоренности по заморозке или снижению нефтедобычи будут выполнены. Прошедшее же ранее официальное заседание ОПЕК дало меньший эффект, чем ожидалось. По данным ОПЕК, в сентябре заметно (на 87,5 тыс. баррелей в сутки) снизила добычу только Саудовская Аравия. Тот же Ирак увеличил производство нефти на 100 тыс. баррелей, Ливия и Нигерия прибавили 92,6 тыс. и 95,3 тыс. баррелей соответственно. «Нет никакой гарантии, что после ноябрьского заседания все договоренности стран ОПЕК будут выполнены в полном объеме. Между тем какое-то согласованное решение между членами нефтяного картеля добавляет уверенности, что хотя бы какие-то договоренности по квоте будут соблюдены. Есть мнение, что ОПЕК не может в полной мере контролировать всех членов картеля по заморозке или сокращению уровня добычи нефти. И с этим мнением можно согласиться. Между тем даже если какое-то согласованное решение по заморозке нефти между членами картеля будет достигнуто, оно все равно позитивно скажется на рынке нефти», — считает Нурлан Рахимбаев.
Мурат Темирханов, директор департамента исследований Halyk Finance, уверен, что у ОПЕК не получится согласовать замораживание добычи черного золота. «В картеле большие внутренние противоречия, и Иран не показывает особого желания помогать ОПЕК. Тем не менее, даже если члены ОПЕК не смогут договориться между собой, думаю, нефть вряд ли опустится ниже $ 40. Даже если сырье подешевеет ниже этого психологического уровня, то ненамного. Такие цены на нефть наш валютный рынок уже видел, и не ожидаю какой-то неадекватной девальвации из-за этого. По расчетам, при $ 40 за баррель доллар должен быть где-то в районе 350−360 тенге», — предполагает аналитик.
Эксперты финрынка уточняют, что после последней встречи стран — членов ОПЕК в Алжире полностью стихла дискуссия о снижении объемов добычи и вяло обсуждается заморозка на текущих уровнях. Более того, уточняют аналитики, ОПЕК заявляет о том, что не будет замораживать добычу без присоединения к соглашению стран, не входящих в нефтяной картель. «Также мы видим, что Россия вышла на рекордные уровни добычи, наращивают добычу Иран, Ирак, Нигерия и Ливия. В арабских странах все чаще звучит мнение, что арабы просто теряют долю рынка и ожидаемый рост цены не компенсирует потери от снижения добычи. Считаем, что до ноябрьской встречи ОПЕК настроения еще более ухудшатся, встреча закончится ничем. Вновь начнется борьба за долю рынка с дальнейшим снижением цены на нефть. В лучшем случае возможно продление текущего соглашения и квоты в 32,5−33 млн баррелей в сутки, в сокращение квоты мы не верим, а в повышении смысла нет», — уверен Мурат Кастаев.
В течение ноября, а именно до заседания ОПЕК, аналитик прогнозирует движение нефти в коридоре $ 37−42. «В случае сюрприза в виде заморозки или сокращения добычи (после выборов в США ожидать можно любых сюрпризов) цена нефти легко преодолеет уровень $ 50 и будет в коридоре $ 50−60», — считает Мурат Кастаев.
«Капитал.kz» попытался выяснить, насколько активно Нацбанк вмешивается в формирование курса. Мурат Темирханов напомнил, что по официальной информации чистая сумма валютных интервенций Нацбанка в октябре была равна нулю, так же, как и в сентябре. «Судя по торгам за каждый день, Нацбанк все-таки достаточно активно участвует на рынке. Однако, из-за того, что он за месяц купил и продал одинаковые суммы валюты, это говорит о том, что регулятор не удерживает курс, а скорее всего, только сглаживает резкие скачки. Несмотря на такой прогресс, тем не менее, еще есть за что критиковать Нацбанк по валютной политике. Прежде всего, это касается валютных обменных операций, которые Нацбанк осуществляет вне биржи. В частности, регулятор говорил, что он производит такие операции с ЕНПФ и Минфином. Считаю, что должно быть больше прозрачности в данном вопросе, поскольку это тоже сильно влияет на спрос и предложение валюты на рынке», — уверен Мурат Темирханов.
Победа Трампа, что дальше?
Как считает глава Нацбанка Данияр Акишев, результаты выборов президента в США «не окажут значительного влияния на курс тенге». Аналитики также выразили свою позицию на этот счет. «Практически никто не ожидал победы Трампа, и во всех котировках была заложена победа Хиллари Клинтон. В связи с этим нас в ближайшие дни ожидает масштабная нестабильность и волатильность на всех рынках», — уверен Мурат Кастаев.
«После победы Трампа на выборах ожидаем укрепление доллара, снижение фондовых и сырьевых рынков, снижение цены на нефть, рост спроса на защитные активы. Нестабильность и волатильность будут присутствовать на всех рынках, с постепенной стабилизацией к концу года. Несмотря на то, что никто не ожидал победы Трампа, ничего катастрофического не произошло, государственная система США стабильна и сбалансирована, поэтому шок будет отыгран в течение нескольких недель. До конца года мы видим курс доллара в коридоре 340−360 тенге (базовый прогноз), коридор 330−340 тенге (в случае роста цены на нефть) и выше 360 тенге в случае очень сильного падения цены на нефть ($ 35 и ниже)», — уверен Мурат Кастаев.
В свою очередь Нурлан Рахимбаев акцентирует внимание, что курс тенге все-таки больше зависит от цен на нефть, чем от итогов президентских выборов в США. Он, напротив, считает, что победа Дональда Трампа на выборах в США может оказать давление на доллар. «Напомню, когда еще итоги выборов не были оглашены и шансы Трампа на победу росли, доллар терял свои позиции по отношению к другим мировым валютам. Это связано с тем, что в отличие от Хиллари Клинтон, Трамп критиковал политику ФРС. Существует вероятность, что после того, как Трамп займет кресло президента США, ФРС может оставить учетную ставку без изменений. Хотя на рынке ранее присутствовали ожидания, что ставка ФРС будет повышена. Напомню, Хиллари Клинтон была более лояльна к политике ФРС», — предполагает аналитик.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.