Рахим Ошакбаев: Уровень налоговой нагрузки крайне неравномерный
Эксперты обсудили с правительством налоговую и бюджетную политикуВ Астане эксперты и члены правительства обсудили возможность перехода на налог с продаж, либо сохранение налога на добавленную стоимость. Инициатором диалоговой площадки выступило Министерство национальной экономики, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.Известный экономический эксперт Рахим Ошакбаев прежде всего отметил, что новый состав правительства демонстрирует готовность к диалогу.
«Глава государства и правительство в целом перед лицом вызовов отвечают тем, что идут на повышение инклюзивного диалога. Недавно мы встречались с премьер-министром Бакытжаном Сагинтаевым как неправительственные эксперты и нами была затронута тематика повышения налоговой нагрузки. Уровень нагрузки крайне неравномерный. По 2015 году мы посмотрели, что пользователи специального налогового режима, а их 1,4 млн. субъектов платят всего 98 млрд. тенге. Но если посмотреть не с фискальной точки зрения, а долгосрочной, с позиции экономической политики, то мы безусловно видим, что сейчас в условиях экономического спада истина в последней инстанции - это занятость. А продуктивную занятость может дать только малый и средний бизнес», - подчеркнул Ошакбаев.
По его словам, мы также не можем абстрагироваться от наших институциональных особенностей, связанных с тем, что у нас достаточно высокий уровень коррупционной нагрузки на бизнес. Мы с этим, конечно же, боремся, но эта нагрузка существует, и она констатируется официальными органами. Поэтому субъекты МСБ, помимо того, что они платят налоги, квазиналоговую нагрузку, они платят еще и коррупционную ренту.
«У нас очень высокий уровень транзакционных издержек при ведении бизнеса. Мы видим очень часто недоступность информации, мы видим трудности с осуществлением экспортно-импортных операций. И мы не можем от этого абстрагироваться. Поэтому, когда мы говорим про налоговую нагрузку, то мы должны все в совокупности рассматривать. И для малого бизнеса по сути уплата коррупционной ренты – это вопрос жизни и смерти: если он ее не платит, то он выходит из бизнеса, поэтому он и идет в том числе на уклонение от уплаты налогов. Это не единственная причина, безусловно, есть и оппортунистическое поведение бизнеса, с которым нужно бороться», - поведал Рахим Ошакбаев.
В то же время эксперты видят серьезные резервы, о чем сказали на встрече с председателем правительства Бакытжаном Сагинтаевым. Так, порядка 500-600 млрд. тенге может высвободиться в бюджете 2017 года при сокращении расходов бюджета.
«Мы боимся, что последние годы, когда мы наблюдаем рост расходов бюджета он конвертируется в повышение налоговой нагрузки. И сейчас опять-таки я думаю это даст негативный эффект с сокращением, с сжиманием занятости и сокращением активности малого и среднего бизнеса», - констатировал Ошакбаев.
Что касается НДС и налога с продаж, эксперт в целом поддерживает переход на налог с продаж.
«Большое спасибо за диалоговую площадку, но мое мнение что сейчас издержки по администрированию НДС, они превышают позитивный эффект как со стороны госорганов, так и частного сектора. Я вот до сих пор не знаю, какое у нас реальное сальдо, если мы берем налог на добавленную стоимость с оборота без импорта и возврат НДС – начисленный, не тот который по факту возвратили, а начисленный, подлежащий возврату, какое будет сальдо – положительное или отрицательное? Если же мы возьмем все издержки государства по его администрированию, правовые иски, которые возникают у субъектов предпринимательства, работу службы экономических расследований: вот эти все транзакции, что звонят, вызывают на допросы, камеральный контроль и т.д. и в совокупности посчитаем эти издержки, то может оказаться, что эффект от НДС для экономики больше негативный, чем позитивный», - заметил эксперт.
В свою очередь, Ошакбаев признал, что основной аргумент против налога с продаж – это, безусловно, каскадный эффект. Однако он считает, что не сильно страшно переходить на налог с оборота, потому что по факту у нас в стране порядка 90 % субъектов предпринимательства пользуется специальным налоговым режимом по упрощенной декларации: платят 3 % с оборота.
«Основной плюс здесь кроме достаточно приемлемой налоговой нагрузки, не обязательное сведение налогового учета расходов. Поэтому если бы мы приняли его как один из общеустановленных налогов: по выбору бы – либо уплата корпоративного подоходного налога (КПН), либо налога с оборота, то мне кажется мы бы подошли к той точке оптимума, когда мы сокращаем количество видов налогов и одновременно делаем все достаточно транспарентным и понятным», - пояснил Ошакбаев.
При этом, он акцентировал внимание, что экономические эксперты неправительственного сектора предложили главе кабинета министров Бакытжану Сагинтаеву осуществить так называемый бюджетный маневр.
«То есть, сократить непроизводительные расходы бюджета и разменять их на как минимум не повышение налоговой нагрузки. При этом не идти на снижение порога по НДС, а продолжить в текущем и следующем году решать вопрос по серьезной оптимизации и упрощению налогового поля», - объяснил он.
Между тем, представитель международной консалтинговой компании, тесно работающей с правительством Казахстана McKinsey & Company Алексей Старыгин подчеркнул, что к основным недостаткам каскадного налога с продаж относится в первую очередь каскадный эффект.
«Он значит, что налог начисляется на налог помимо того, как мы продвигаемся по цепочке создания стоимости. Значит, чем больше у вас стадий переработки внутри страны, тем меньше эта продукция конкурентоспособна по сравнению с импортом. Потому что при импорте, если мы и начисляем налог с продаж, то только один раз. И один из основных моментов заключается в том, что он неравномерно создает нагрузку. Налог с продаж в данном виде начисляется с оборота и не учитывает маржинальность, ни в каком виде не учитывает добавленную стоимость. Ситуацию, в которой налог с продаж однозначно выигрывает, мы не увидели», - прокомментировал Алексей Старыгин.
В то же время, министр национальной экономики Куандык Бишимбаев поддержал представителя McKinsey & Company в части предпочтения НДС нежели налога с продаж.
«Чтобы собирать небольшие налоги все должны их платить. Если кто-то их вообще не платит, значит кто-то платит очень много. А чтобы все платили небольшие налоги, поле должно быть транспарентно. Мы должны это понимать. Сейчас у нас треть бизнеса, которая платит 98 млрд. тенге в бюджет, но они должны платить гораздо больше, однако мы не можем сделать даже предположение сколько, потому что они не декларируют свои доходы, не сдают декларации. Они просто указывают свою сумму – хочу укажу 100 тыс., хочу укажу 1 млн. тенге. То есть, это мое собственное пожелание. В каком настроении я сегодня проснулся и какой налог я хочу сегодня заплатить. Если 1 млн. 400 тыс. субъектов бизнеса должны платить 3 %, то мы должны увидеть, что они платят 3 %, а не 0,3 %», - пояснил Куандык Бишимбаев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.