Пенсионные накопления не решат квартирный вопрос
Аналитики оценили предложение по досрочному изъятию части накоплений из ЕНПФНедавно был поднят один из самых острых вопросов, который обсуждается уже несколько лет. На последней пресс-конференции глава Нацбанка Данияр Акишев не исключил, что казахстанцы в будущем смогут использовать свои пенсионные накопления еще до наступления пенсионного возраста. Банкир был сдержан в своих высказываниях, о какой перспективе идет речь, он не обмолвился. Глава Нацбанка лишь уточнил, что возможность досрочного изъятия части пенсии может появиться у тех, кто имеет «сверхнакопления». Многие аналитики отмечают, что расчет той самой планки по накоплениям должен быть продуман до мелочей. Они считают, что обналичивать часть пенсионных накоплений стоит лишь в некоторых случаях.
Проблема неэффективного использования пенсионных денег породила массу вопросов к правительству и Нацбанку. Обвинения в адрес этих структур не утихают уже не первый год. Так, перешедшие в управление Нацбанка пенсионные накопления не дают той доходности, которой ждут от него вкладчики. Более того, порой доходность активов ЕНПФ оказывалась ниже инфляции. К слову, в январе-мае 2016 года инвестдоход госфонда составил 3,6%, а официальная инфляция – 4,2%. При этом нужно иметь в виду, что это инфляция, которую высчитывает подотчетный государству орган – Комитет РК по статистике. На эффект аффилированности как-то обратил внимание и экс-глава Нацбанка Ораз Жандосов. Он привел параллель с данными по ВВП за 2015 год, которые, по его мнению, должны были быть ниже обозначенных правительством. «Цифры прошлого года показывают прочное положение Комитета РК по статистике в подчинении министерства национальной экономики», – подчеркнул он.
Нужно также иметь в виду, что уровень инвестдохода ЕНПФ лишь незначительно превышал уровень дохода по депозитам. И это факт. К примеру, в 2015 году доходность активов госфонда составила 15,65%, уровень инфляции не превысил 13,6%. По тенговым депозитам же сейчас годовая эффективная ставка составляет 14,9%.
Деньги пенсионного фонда поглощали и квазигосударственный сектор, и банки, и МСБ. Но пока эффект от этих вложений на инвестдоход ЕНПФ был более чем скромным. Аналитики подчеркивали, что даже на экономику деньги работали не в полной мере.
При этом некоторые банкиры акцентировали внимание, что пенсионные деньги под 15-16% годовых были «слишком дорогими» для них. И к тому же, по их мнению, деньги из ЕНПФ были выделены не вовремя. Это сподвигло некоторые фининституты отказываться от средств фонда.
Казахстанцы и банки были в замешательстве, они ждали от правительства конкретных, даже радикальных мер. И, наконец, идея последовала, правда, она затронула только определенную часть вкладчиков, а не фининституты.
На одной из встреч с журналистами глава Нацбанка Данияр Акишев не исключил, что в будущем у казахстанцев может появиться возможность снять часть своих накоплений еще до наступления пенсионного возраста. «Такие прецеденты присутствуют в мире, мы изучаем этот вопрос. Считаем, что предоставление такой опции в будущем для граждан было бы желательно. Мы видим, что у нас есть казахстанцы, у которых уже достаточно накоплений для обеспечения своей жизни после пенсионного возраста. Что делать, если возникают сверхнакопления?» – задается вопросом главный банкир страны.
Он подчеркнул, что «эта тема очень чувствительна». «В первую очередь потому, что она связана с устойчивостью всей накопительной пенсионной системы. Нужно понять, насколько эта система будет способна обеспечивать граждан пенсией. Поэтому я еще раз говорю, что пока мы в правительстве эти вопросы обсуждаем. Я бы пока воздержался от каких-то прямых комментариев по обозначенной теме», – отметил Данияр Акишев.
Точно в цель
Многие аналитики поддержали эту инициативу. Одновременно все они сходятся во мнении: должны быть проведены четкие расчеты по тем лимитам, которые могут быть обозначены. Эксперты подчеркивают, что вкладчики должны быть уверены в том, что при досрочном изъятии части средств из ЕНПФ их пенсии будет достаточно на достойную жизнь.
Мурат Кастаев, генеральный директор DAMU Capital Management, помимо обозначенного условия, считает, что при реализации такой инициативы нужно будет ограничить целевое использование пенсионных средств. «Навскидку я бы ограничился тремя направлениями, куда можно разрешить тратить пенсионные накопления. Это приобретение жилья (при условии, что его нет), неотложные расходы на здоровье и образование», – считает собеседник.
Одновременно Бахт Ниязов, председатель совета директоров Real Invest Group, уточняет, о чем могут свидетельствовать дискуссии о досрочном изъятии средств вкладчиков. «Даже факт того, что подобные вопросы по сверхнакоплениям возникают именно сейчас, говорит о том, что есть серьезные вопросы доверия к пенсионной системе. До определенного момента таких вопросов, как я понимаю, не возникало. Когда есть это самое доверие, то никто не спросит про досрочное изъятие. А сейчас я бы и сам с радостью изъял бы свою часть накоплений из ЕНПФ и инвестировал бы их в очень консервативные паевые фонды. Квартира, на которую могут пойти изъятые вкладчиками пенсионные накопления, конечно, на сегодня при существующих уровнях цен на недвижимость неплохая инвестиция. Именно инвестиция, потому что те, у кого накопились излишки на пенсионном счете, – это, по сути, богатые люди, ведь отчисления в фонд делаются с зарплаты. А это означает, что эти вкладчики уже обладают всей необходимой для жизни недвижимостью», – подчеркивает он.
Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК, также считает, что у вкладчиков пенсионного фонда со сверхнакоплениями отсутствует необходимость в квартире.
«Предполагается, что опция по досрочному изъятию накоплений будет доступна неким состоятельным гражданам, имеющим сверхнакопления. Но совершенно очевидно, что эта категория вкладчиков не имеет проблем с жильем», – уточняет он.
Олжас Худайбергенов, экс-советник главы Нацбанка, также согласен с этим. «Зато у тех вкладчиков, у которых небольшие накопления, обычно есть долги перед банками. Даже если направить пенсионные накопления на погашение этих долгов, то в течение 2-3 лет долги достаточно быстро вернутся к прежнему значению. В этом случае у вкладчика уже не будет достаточного объема накоплений», – считает экономист.
Он уверен, что возможность изъятия денег из ЕНПФ для погашения ипотечных кредитов давно лоббируется банками. «Это делается под разными предлогами. Однако, может быть, это временно улучшит ситуацию как заемщика, так и банка. Но в последующем это приведет к проблемам. Давать разрешение на досрочное снятие пенсионных накоплений надо лишь в случаях, когда речь идет о расходах на лечение (например, операции), когда есть угроза жизни человека», – считает Олжас Худайбергенов.
Безнал предотвратит махинации
Очевидно, что главный вопрос, на который стоит обратить пристальное внимание, – размер лимита по сверхнакоплениям.
Мурат Кастаев подчеркивает, что этот лимит должен учитывать как среднюю продолжительность жизни пенсионеров, так и долгосрочную инфляцию. «Нужно понимать, что эти и другие переменные меняются. К примеру, увеличивается срок выхода на пенсию, растет средняя продолжительность жизни, меняется динамика инфляции. Соответственно, и сумма так называемого неснижаемого остатка в ЕНПФ будет постоянно меняться. Также нужно учитывать и гендерные различия в продолжительности жизни. Женщины в среднем живут до 10 лет дольше мужчин, продолжительность жизни также варьируется по регионам, городам и селам. Также обозначенное Нацбанком планируемое нововведение потребует радикального пересмотра потребительской корзины, так как сейчас она не учитывает адекватно все расходы населения и является чрезмерно заниженной», – уточняет аналитик.
Экс-советник главы Нацбанка привел конкретные расчеты. «Допустим, вкладчик ЕНПФ хочет получать пенсию в 50 тыс. тенге (40% от средней зарплаты), а средний срок дожития после выхода на пенсию составляет 20 лет. Предположим, что инвестдоход на остающуюся сумму будет покрывать инфляцию. Это значит, что пенсионных накоплений должно быть минимум 12 млн тенге», – считает Олжас Худайбергенов.
Собеседник вновь напомнил, что высокая планка по накоплениям может не дать ожидаемого эффекта. «Если установить высокую планку по пенсионным накоплениям, тогда фактически мера по досрочному изъятию части средств из ЕНПФ будет предназначена для людей, которым эта мера не нужна. А если низкую, то есть риск того, что множество людей фактически в будущем будет получать минимальную пенсию… Вообще, идея использования пенсионных накоплений на ипотеку, образование, лечение возможна. Но только когда все механизмы продуманы так, что вкладчик не сможет обналичить деньги. При этом безналичные формы расчета исключают вероятность махинаций», – отмечает Олжас Худайбергенов.
Бахт Ниязов также дал некие ориентиры по достаточности пенсионных накоплений. «Сложно точно сказать, какой объем пенсионных сверхнакоплений имел в виду Данияр Акишев. Но если не вдаваться в сложные процентные расчеты, то можно предположить, что если у вкладчика в среднем на 20 лет жизни после выхода на пенсию имеется в среднем по $2-3 тыс. в месяц, то это уже хорошие накопления. Но тут у каждого, конечно, свои субъективные потребности и представления», – замечает собеседник.
Опыт Сингапура нам в помощь
В свою очередь Олжас Худайбергенов приводит в пример Сингапур. «В Казахстане при выплате зарплаты снимается множество налогов. Например, выплачиваются социальный налог и социальные отчисления по ставке в 11%. В Сингапуре такого нет. Там также нет обязательного медицинского страхования. А ставка индивидуального подоходного налога имеет прогрессивную шкалу, но при этом нагрузка на среднюю зарплату составляет всего 2%. При этом ставка пенсионных взносов в среднем равна 30%. Фактически нагрузка на зарплату в Сингапуре составляет 32%, а у нас сейчас 34% и вырастет до 48% к 2020 году», – рассказывает он.
Собеседник обращает внимание и на другой нюанс. «В Сингапуре собранные 30% отдаются обратно населению разными способами. 10% сохраняются на пенсионном счете и используются для выплаты пенсии, еще 10% перечисляются автоматически на счет в местный жилищный банк, где после накопления достаточной суммы можно взять ипотечный кредит под 2,5%, и еще 10% можно потратить на образование, лечение. Обналичить деньги нельзя, да и нет смысла, так как там государство тратит на население намного больше, чем собирает с него налогов. Если все будет сделано в рамках сингапурского сценария, то тогда использование пенсионных взносов становится формой соцобеспечения, исключающего вред от выведения денег из системы», – отмечает экс-советник Нацбанка.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.