Нацбанк не имеет ориентиров по курсу
Регулятор дал поясненияНациональный банк Казахстана не имеет ориентиров по обменному курсу и не прогнозирует его значения на любой период времени. Об этом на пресс-конференции в Алматы заявил председатель Национального банка Данияр Акишев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Однако мы оцениваем вероятность существенного изменения обменного курса в ближайшее время как незначительную. Большинство негативных сценариев с точки зрения платежного баланса Казахстана уже реализовалось. Цена на нефть за два года снизилась с 110 до 28 долларов. То есть мы уже потеряли 82 доллара с каждого барреля нефти – это привело к падению экспорта (нефти. – Ред.) в два раза и трехкратному сокращению поступающей от нее валютной выручки. В случае снижения цен на нефть с 30 до 20 долларов за баррель наши потери составляют всего 10 долларов с барреля, это не приведет к кардинальному сокращению валютной выручки, способной повлиять на баланс на валютном рынке», - отметил Данияр Акишев.
Он подчеркнул, что финрегулятор не ожидает со стороны населения и предпринимателей существенного давления на курс.
«Поскольку их доля в общих операциях с иностранной валютой составляет всего 15%. Также мы хотим акцентировать внимание, что проведение валютных операций населением и предприятиями, при (высоких. – Ред.) валютных колебаниях может привести к их потерям по курсовой разнице», - отметил Данияр Акишев.
Регулятор считает, что в настоящее время устранен дисбаланс по реальному обменному курсу тенге к российскому рублю, который наблюдался в конце 2014, начале 2015 года.
Данияр Акишев подчеркнул, что Нацбанк стремится сохранить золотовалютные резервы и средства Нацфонда через минимизацию своего участия на валютном рынке.
«В условиях негативного внешнего фона Нацбанк в декабре 2015 года продал на рынке 851 млн долларов. Доля операций финрегулятора составила 18% от общего объема торгов – это самый низкий уровень участия Нацбанка на рынке начиная с августа 2015 года. То есть в декабре Нацбанк не был основным участником валютного рынка и не определял в какую сторону должен двигаться обменный курс, мы только сглаживали наиболее сильные колебания в отдельные дни.
С учетом операций по покупке валюты в ноябре прошлого года нетто участие Нацбанка на валютном рынке за ноябрь и декабрь 2015 года в виде продажи валюты составила 274 млн долларов. Это составило 3% от общего объема торгов (на KASE – Ред.) в эти месяцы (за ноябрь и декабрь 2015 года – Ред.). Общий объем торгов на бирже в последние два месяца 2015 года составлял 7,8 млрд долларов», - сообщил банкир.
Он подчеркнул, что в целом объем интервенций Нацбанка в виде продажи валюты на валютном рынке за 2015 год составил 17,7 млрд долларов.
Между тем, на вопрос одного из журналистов озвучить объем валютных интервенций Нацбанка за январь 2016 года, регулятор отказался ответить. Данияр Акишев пояснил, что Нацбанк не практикует озвучивание таких данных в середине месяца, и нужно дождаться конца января.
Также в Нацбанке сообщили, что увеличение с 1 февраля разницы между курсом покупки и продажи доллара с 2 до 6 тенге «исключительно техническая мера». «В условиях изменения масштабов обменного курса назрела необходимость в повышении этого коридора. Мы не думаем, что будут происходить спекулятивные операции (в обменных пунктах – Ред.) рост их (в связи с этим нововведением – Ред.) Эта мера (по расширению коридора по покупке и продаже валюты – Ред.) в первую очередь направлена на то, чтобы при (ощутимых – Ред.) колебаниях обменного курса сократить издержки не только для обменных пунктов, но и для населения», - уточнил Данияр Акишев.
Он подчеркнул, что конкуренция на рынке обменной валюты «достаточно большая». «В Казахстане работает 3 тыс. обменных пунктов и в этих условиях добиться какой-то монополии на этом рынке, с тем, чтобы обменники стали регулировать или влиять на курсообразование с точки зрения спекулятивных операций, фактически невозможно… В настоящее время вопрос закрытия небанковских обменных пунктов не стоит», - сообщил банкир.
На встрече с журналистами была затронута и тема беззалогового кредитования. Так, заместитель председателя Национального банка Олег Смоляков пояснил, что с 2016 года банки не будут ограничены по ежегодному приросту необеспеченных займов. К слову, ранее ежегодный прирост по таким кредитам не должен был быть более 30%.
Проблема длинных денег также не осталась в стороне. Данияр Акишев уточнил, что Нацбанк нацелен на сокращение своего участия на рынке долгосрочных свопов. «Нацбанк, как и любой Центральный банк, должен работать с тем инструментарием, которым располагает банк. В первую очередь – это госбумаги и операции на открытом рынке. Поэтому мы будем переносить акцент с рынка долгосрочных свопов на операции на открытом рынке с увеличением нашего участия на денежном рынке через РЕПО», - сообщил банкир.
Напомним, 20 августа 2015 года Казахстан перешел к свободно плавающему
курсу тенге. Кроме того, Нацбанк 5 ноября прошлого года сообщил, что он
сокращает свое участие на внутреннем валютном рынке страны для
сохранения резервов. Как отметил финрегулятор, это соответствует его
ранее объявленной политике по свободному курсообразованию и переходу на
инфляционное таргетирование.