Приватизация с черепашьей скоростью
Вторую волну приватизации тормозит вялость госаппаратаОфициально процесс разгосударствления собственности в Казахстане был объявлен 22 сентября этого года, когда в Астане по горячим следам заседания правительства выступил первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев, заявивший о том, что три госхолдинга – ФНБ «Самрук-Казына», НУХ «Байтерек» и АО «КазАгро» – в общей сложности отпустят в конкурентную среду сразу 46 дочерних компаний. В их числе 38 «дочек» «Самрука» и по четыре компании от «Байтерека» и «КазАгро». Вдобавок приватизации подвергнут еще 14 так называемых РГП. Таким образом, сформируется список из топ-60 подлежащих приватизации компаний. Однако сразу же после громкой заявки на два месяца тема приватизации была забыта, в том числе правительством и нацхолдингами. И вновь воскресла как птица феникс из пепла после нагоняя президента на расширенном заседании правительства в Астане. Выяснилось, что процесс приватизации действительно продвигался все это время ни шатко ни валко.
Приватизация в «ручном управлении»
Так, глава государства Нурсултан Назарбаев не только дал команду кабинету министров приступить к приватизации немедленно, но и существенно расширил список подлежащих передаче в конкурентную среду крупных компаний. Теперь указанный список получил иное цифровое выражение – топ-65. К тому же груз ответственности фонда «Самрук-Казына» вырос несоизмеримо. Ведь если раньше, два месяца назад, речь шла о 38 «дочках» «Самрука», то начиная с минувшей недели их стало 182! Именно такое число дочерних компаний фонда национального благосостояния озвучил президент в своем выступлении.
«Поручаю правительству утвердить приоритетный перечень объектов приватизации, включающий 65 наиболее крупных предприятий республиканской собственности и нацхолдингов, а также 182 дочерних организации фонда «Самрук-Казына», и приступить к его немедленной реализации. При этом необходимо не просто передавать объекты на приватизацию, а обеспечить их предпродажную подготовку», – сказал Нурсултан Назарбаев.
Таким образом, стало очевидным, что за два последних месяца в рамках осуществления программы приватизации объектов квазигосударственного сектора сделано очень мало. И в то же время количество компаний, потенциально готовых быть выставленными на открытом аукционе, постоянно возрастает. Что, с одной стороны, говорит о практически неисчерпаемых резервах приватизации, а с другой – о достаточно критичной наполняемости бюджета, возникшей от падения цен на наши основные экспортные товары, но еще больше усугубляемой от предчувствия дальнейшего ухудшения экономической ситуации. К слову, накануне мажилис одобрил сокращения в текущем бюджете на 2015 год в размере 66,5 млрд тенге. Перейдут ли эти средства на программы министерств и ведомств в следующем году – большой вопрос. Ведь в стране явно наметился тренд на экономию и затягивание поясов.
В то же время очевидным стало и то, что за последние месяцы правительство и квазигосударственный сектор, мягко говоря, слабо взаимодействовали друг с другом в вопросе утверждения и реализации на рынке списка госкомпаний по программе приватизации. И выступление председателя правления ФНБ «Самрук-Казына» Умирзака Шукеева спустя несколько дней после расширенного совещания в Акорде теперь уже на открытом селекторе в начале этой недели в правительстве лишь подтвердило данные опасения. Оказывается, приватизационный список «Самрук-Казыны» до сих пор не утвержден кабинетом министров, тогда как сам фонд ждет инициативы именно от правительства, запрашивая время на подготовку до середины декабря текущего года.
«Активы группы компаний АО «Самрук-Казына» будут готовы к приватизации к 15 декабря при условии утверждения списка правительством. Фондом и компаниями ведется подготовительная работа по широкомасштабной реструктуризации активов в рамках приватизации. При отборе предприятий для приватизации фонд руководствуется двумя ключевыми принципами: профильность бизнеса и экономическая добавленная стоимость. После утверждения перечней активов к реализации решением правительства к 15 декабря у нас будет полная готовность, и мы совместно с независимыми консультантами приступим к оценке активов и разработке предложений по способу их реализации», – сообщил Умирзак Шукеев.
С другой стороны, фонд «Самрук-Казына» должен выставить на рынок слишком большой кусок государственного пирога. К тому же, когда в течение нескольких месяцев активы, предназначенные для разгосударствления, пусть и в чисто теоретическом выражении, постоянно увеличиваются, возможно, лучше не спешить и просчитать все риски.
Между тем более или менее ясна картина приватизации в холдингах «Байтерек» и «КазАгро».
Как официально заявили в ходе открытого заседания правительства на этой неделе представители АО НУХ «Байтерек», на сегодняшний день советом директоров холдинга принят к сведению перечень дочерних организаций, подлежащих передаче в конкурентную среду, таких как АО «Жилстройсбербанк Казахстана», АО «Национальное агентство по технологическому развитию» (АО «НАТР»), АО «Экспортно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспортГарант» и дочерние зависимые организации АО «Инвестиционный фонд Казахстана» и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ним.
При этом в холдинге «КазАгро», как стало известно в начале недели, тоже пока прорабатывается механизм передачи в конкурентную среду ряда своих дочерних акционерных обществ. Однако предварительно уже можно вести речь о конкретных «персоналиях». К примеру, в сельскохозяйственном холдинге предполагают отдать в конкурентную среду АО НК «Продовольственная контрактная корпорация» (Продкорпорация), АО «КазАгроПродукт», АО «КазАгроФинанс» и АО «Казагромаркетинг».
Неосоветские страхи
Достаточно четко обозначившаяся задержка с реализацией второй волны приватизации, по мнению некоторых вовлеченных в процесс принятия решений лиц, происходит от боязни казахстанского государственного аппарата продать активы нацкомпаний частному бизнесу, особенно иностранному частному бизнесу. Хорошо об этом сказал депутат мажилиса Егор Каппель, который в разговоре с нашим изданием назвал торможение приватизации заминкой, связанной с советским прошлым наших чиновников.
«Мы, депутаты, исключили и минимизировали все возможные коррупционные схемы при приватизации. То есть уже сейчас, уже с сегодняшнего дня потенциальные инвесторы, причем как отечественные, так и иностранные, могут приобретать акции наших нацкомпаний за исключением тех, что входят в категорию госкомпаний, на которые распространяются вопросы национальной безопасности. А наши чиновники могут реализовывать пакеты акций таких компаний. Заминка, на мой взгляд, вызвана тем, что наши чиновники еще исключительно по-советски опасаются реализовывать доли госкомпаний частному бизнесу и тем более иностранному бизнесу. Возможно, опасаются неподконтрольной монополизации рынка со стороны такого бизнеса. Но нам предстоит свыкнуться с мыслью, что ничего глобально страшного не случится, если в квазигосударственный сектор придут конкурентоспособные иностранные компании», – прокомментировал нам задержку процесса приватизации мажилисмен Егор Каппель.
Его слова во многом подтвердил сенатор Сергей Плотников, который, выступая в сенате в ходе рассмотрения законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных закупок», касающегося поправок в 13 законов и два кодекса, озвучил страхи акимов всех уровней: «Исполнительные органы власти на местах в лице акимов всех уровней обеспокоены процессом передачи в конкурентную среду некоторых государственных предприятий, таких как электроснабжающие и электрообеспечивающие, региональные энергетические компании. А также коммунальные государственные предприятия, которые выполняют такие жизненно важные функции, как обеспечение населения центральным отоплением, водоснабжением, канализацией, уличным освещением. Не приведет ли приватизация этих предприятий к удорожанию тарифов, а главное – к потере контроля над деятельностью жизнеобеспечивающих компаний».
Тем не менее позиция правительства здесь однозначна. Ее квинтэссенцию выразил министр финансов Бахыт Султанов, который заочно, отвечая на неуверенность местных исполнительных органов в части разгосударствления коммунальных и энергетических предприятий регионов, дал понять, что смысл задуманной приватизации состоит в том, чтобы существенно сократить долю участия государства в экономике с того колоссального контроля в 70-80% до максимально близкого показателя стран ОЭСР.
«Зачастую у нас чиновники просто «цепляются» за те предприятия, за те организации, которые были созданы для реализации тех или иных функций. Тогда как международная практика показывает: там, где есть частный бизнес, частная предпринимательская инициатива, качество услуг в разы вырастает. Потому что там, где участвует государство, там, где оно содержит предприятия, наоборот, происходит совсем другое отношение, потому что деньги падают сверху. Не нужно бояться приватизации, потому что по каждому конкретно предприятию будет происходить детальное обсуждение. Мы будем работать с каждым местным госорганом, чтобы не возникало удорожания и нагрузки на социальный сектор», – обнародовал позицию правительства Бахыт Султанов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.