Управляющие компании должны покрывать убытки ЕНПФ за свой счет
Пенсионные деньги, уверены аналитики, должны приносить прибыль выше инфляцииЧастные пенсионные фонды, большинство из которых ранее вкладывались в бумаги дефолтных эмитентов, в 2016 году смогут получить возможность взять под управление часть пенсионных активов. В результате неэффективного инвестирования частных НПФ в прошлом году государству пришлось списать около 100 млрд тенге. Как считают аналитики, чтобы ситуация не повторилась, необходимо обязать новых частных управляющих покрывать убытки от вложений средств Единого накопительного фонда (ЕНПФ) за свой счет. Об этом сообщает центр деловой информации Kapital.kz.
Между тем, как подчеркивает начальник аналитического отдела «Алиби Секьюритиз» Канат Бабенов, наличие дефолтов со стороны эмитентов ценных бумаг – это неотъемлемая часть рыночного процесса.
«Ценные бумаги компаний, допустивших дефолт, были в составе портфелей как частных управляющих компаний, так и в портфеле Государственного накопительного пенсионного фонда (ГНПФ). Но нужно обратить внимание, какую долю от общего объема активов занимают данные «проблемные» активы и какой убыток они приносят. Надо признать, что у ГНПФ доля проблемных активов была несколько ниже, чем у большинства частных управляющих. Однако во многом это было связано с более консервативной стратегией госфонда, многие частные пенсионные фонды обгоняли ГНПФ по доходности, даже несмотря на более высокую долю «проблемных» активов», - обращает внимание аналитик.
Ранее председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов подчеркивал, что вложения в государственные ценные бумаги и банки Нацбанк будет осуществлять самостоятельно. Канат Бабенов считает это решение «достаточно логичным».
«Так как доходность данных финансовых инструментов во многом зависит от «правил игры», устанавливаемых самим Нацбанком. Другое дело, что передача активов частным управляющим компаниям может сопровождаться требованиями инвестировать в конкретные классы финансовых инструментов. При этом может получиться такая ситуация, когда частные управляющие вновь будут вынуждены вкладывать пенсионные активы в заведомо невыгодные финансовые инструменты. Важно, чтобы частные управляющие не оказывались заложниками требований регулятора, а полностью сосредоточились на максимизации инвестиционного дохода по пенсионным активам», - уточняет собеседник.
Аналитик обращает внимание, что логичным было бы передавать частным управляющим активы в виде денежных средств. «Это необходимо сделать, чтобы компании начинали с «чистого листа» и несли полную ответственность за финансовый результат. Пенсионные активы всегда имеют постоянный приток денежных средств как в виде новых пенсионных взносов, так и от погашения финансовых инструментов», - уточняет Канат Бабенов.
Собеседник считает, что для снижения риска вложений в дефолтные компании в договоре с частными управляющими необходимо указать очень важный момент. «В первую очередь это возмещение части понесенных убытков из собственного капитала управляющих. Причем возмещаться убытки должны не в неопределенном будущем, а сразу по истечении отчетного периода, в котором зафиксирован убыток. Эффективной мерой также может быть требование по выкупу «проблемных» активов на собственный портфель управляющей компании», - подчеркнул аналитик.
С Канатом Бабеновым солидарен и начальник управления аналитики BCC Invest Нурлан Ашинов. «Считаю, что нужно ограничить инвестирование в активы, имеющие низкий рейтинг или высокий риск неплатежа. Убытки от невозврата должны быть покрыты самими же управляющими компаниями, через полученную прибыль от инвестирования в другие активы. К тому же никто не может быть уверен, что ЕНПФ не вложится в компании, которые впоследствии допустят дефолт. Можно, конечно, инвестировать в госсектор, но там доходность очень маленькая и не покрывает даже инфляцию. То есть от избыточной осторожности страдает доходность пенсионных активов. А вкупе с периодичными девальвациями уменьшается еще больше», - подчеркнул он.
Пока Нацбанк не обозначил требования к управляющим компаниям, дата проведения тендера также не была озвучена. «В настоящее время Национальный банк изучает возможность передачи части пенсионных активов ЕНПФ в доверительное управление частным компаниям. В том числе изучаются и условия передачи активов», - сообщили Kapital.kz финрегулятор.
Между тем сейчас можно спроецировать примерные требования Нацбанка, которые он может обозначить для управляющих для участия в тендере. После того как активы частных фондов были переданы госфонду, были сформированы предварительные Правила отбора управляющих компаний.
Один из критериев, который оговаривался в этом документе, – отсутствие убытков по результатам одного года из двух завершенных финансовых лет. При этом в правилах уточнялось, что, если претендент являлся участником банковского конгломерата, для оценки соответствия требованию должны были использоваться данные консолидированной финансовой отчетности родительской организации банковского конгломерата. Из девяти крупных инвестиционных компаний только три понесли убытки за два года.
Например, по данным отчетности, чистая прибыль ИФД Resmi за 2014 год составила 28,0 млн тенге, в январе-июне 2015 года компания была убыточной (- 6,1 млн тенге). Компания «Асыл Инвест» также вышла в минус: в 2014 году (-148,1 млн тенге), в январь-июне этого года убыток компании составил 80,1 млн тенге. УК «Республика» в прошлом году терпела убытки (-18,7 млн тенге), в январе-сентябре этого года компания также вышла в минус (-28,5 млн тенге).
Последние два года (2014 год и три квартала 2015 года) прибыльными оказались в основном игроки, которые ранее не работали на пенсионном рынке. Это такие компании, как «БТА Секьюритис», Halyk Finance, BCC Invest, АО «Цесна Капитал», «Фридом Финанс». Инвестиционный дом «Астана-Инвест», который ранее функционировал как НПФ «Астана», за последние два года также вышел в плюс. Чистая прибыль компании в 2014 году составила 366,1 млн тенге, за девять месяцев 2015 года - 418,4 млн тенге.
Впрочем, Канат Бабенов обращает внимание, что в настоящее время на рынке нет управляющих с «историей». «Функционируют преимущественно те компании, которые ранее не занимались управлением пенсионными активами. Они никогда не публиковали результаты своей инвестиционной деятельности, и судить об их эффективности невозможно. Большинство бывших управляющих пенсионными активами либо были ликвидированы, либо объединены с другими игроками. Сейчас на отечественном рынке работает 25 управляющих инвестиционным портфелем, 23 из которых не управляли пенсионными активами ранее», - подчеркивает аналитик.
Также собеседник уточнил, что «Алиби Секьюритиз» готова побороться за
возможность взять в управление часть активов ЕНПФ. «Если мы сможем удовлетворить
требованиям регулятора», - отметил Канат Бабенов.
К слову, летом 2015 года некоторые игроки финрынка уже выразили готовность поучаствовать в тендере по выбору частных управляющих: «Асыл-Инвест», Halyk Finance, УК «Республика», «Фридом Финанс» и ИД «Астана-Инвест». В октябре в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz, в BCC Invest также подтвердили свои намерения о готовности взять в управление часть активов госфонда.
Напомним, в мае 2015 года на одной из пресс-конференций Нацбанка прозвучал вопрос от журналиста: «Было ли возбуждено хоть одно уголовное дело по недобросовестным управляющим частных фондов?». Кайрат Келимбетов был краток: «Этим занимаются правоохранительные органы. В прошлом году мы все документы передали в Генеральную прокуратуру», - пояснил глава Нацбанка.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.