Налоговый прогресс

Нефтяные налоги: как и отрасли не навредить, и бюджет пополнять

В министерстве национальной экономики разрабатывается прогрессивная шкала ставок экспортной таможенной пошлины (ЭТП) на сырую нефть. Предполагается, что она будет связана с мировой стоимостью сырья, при цене $40 за баррель налог составит $40 за тонну.

О необходимости сделать экспортную ставку на нефть гибкой говорилось и ранее, однако с момента введения она оставалась фиксированной, хотя размер неоднократно изменялся. В 2008 году, когда этот налог только стал применяться в Казахстане, он достигал $109,91 за тонну (тонна черного золота тогда стоила около $715). В 2009 году его отменили, но в 2010 году вновь ввели. Сначала пошлина составляла $20 за тонну, в 2011-м была повышена до $40 за тонну, в 2013-м – до $60 за тонну, в 2014-м – до $80 за тонну. В марте этого года ЭТП снизили до $60 за тонну. Оказало ли сокращение налога на $20 помощь экспортерам? Оказало, но незначительно, считает Галим Хусаинов, генеральный директор BRB INVEST, потому что по мере уменьшения мировых цен на нефть доля ЭТП в цене возрастает. «Например, при $100 за баррель $60 за тонну – это 8,5%, а при $45 за баррель – 19%. Соответственно, налоговая нагрузка увеличилась в два раза», – поясняет он. При этом, как отмечает Жарас Ахметов, директор компании Oil Gas Project, нужно учитывать, что со снижением экспортной пошлины сокращаются поступления в госказну: из всех нефтяных налогов только ЭТП отправляется в республиканский бюджет, остальные предназначены для пополнения Национального фонда.

Налоги: двое из ларца

Деловой еженедельник «Капитал.kz» попросил экспертов поделиться предположениями, как должна выглядеть прогрессивная шкала. Отвечая на этот вопрос, собеседники указали: в Казахстане есть другая пошлина – с применением градации, и ЭТП с ней, по сути, перекликается.

Речь идет о рентном налоге на экспорт. ЭТП уплачивается при экспорте нефти и рассчитывается как ставка, умноженная на объем экспортируемой нефти. Ставка является фиксированной и никак не изменяется. Рентный налог на экспорт рассчитывается как ставка, умноженная на объем нефти в денежном выражении, который, в свою очередь, рассчитывается как объем экспортируемой нефти, умноженный на мировую цену на нефть.

Таким образом, по словам Галима Хусаинова, экспортная таможенная пошлина по своей сути дублирует рентный налог на экспорт – за исключением того, что последний зависит от мировых цен на нефть. «Получается, экспорт нефти облагается дважды. Это не соответствует принципам налогообложения», – говорит аналитик.

К тому же, продолжает он, действующая схема рентного налога, несмотря на то что подразумевает прогрессивную шкалу, все же является не совсем продуманной. «Ставка меняется в зависимости от цены, и на пограничных ценах недропользователям иногда выгоднее меньшая стоимость на мировом рынке», – поясняет собеседник. Так, «расшифровывает» параметры рентного налога Камилла Манакова, аналитик в нефтегазовой сфере, ставка варьируется от 7% до 32% и применяется, когда мировые цены на сырую нефть превышают $40 за баррель. При цене до $50 за баррель – 7%, при цене в $200 и выше – 32%. Если нефть на мировых рынках стоит до $40 включительно, рентный налог не применяется.

Налоговое преобразование

И Галим Хусаинов, и Камилла Манакова считают, что систему налогообложения необходимо трансформировать: двойное налогообложение должно быть исключено.

Прогрессивная шкала ставок ЭТП, говорит Камилла Манакова, может выглядеть аналогичным образом – в зависимости от цен на нефть, как в рентном налоге. «Однако, вероятно, рентный налог и пошлина могут быть объединены в единую формулу. Подобный пересмотр налоговой нагрузки исключил бы дублирование и позитивно сказался бы в первую очередь на компаниях - экспортерах нефти», – говорит аналитик.

Галим Хусаинов считает: прогрессивное налогообложение в системе недропользования – это правильно, поскольку с ростом цен на нефть доходность нефтяных компаний возрастает, а, учитывая, что недра в Казахстане являются государственной собственностью, государство изымает часть доходов от реализации нефти. При этом прогрессивная система налогообложения экспортных операций способствует удешевлению нефти на внутреннем рынке и сдерживанию цен на ГСМ, что также является немаловажным аспектом. Однако если и применять прогрессивную шкалу, то не ко всей цене, а только в отношении ее прироста – тогда будет справедливый расчет, уверен эксперт.

Вместе с тем, по его мнению, логичнее было бы убрать ЭТП и реформировать рентный налог на экспорт таким образом, чтобы он распределялся между республиканским бюджетом и Национальным фондом. Но поскольку экспортная таможенная пошлина – один из самых значительных источников пополнения республиканского бюджета, изменить ставку будет очень сложно, пока не найдется альтернативный источник поступлений в бюджет. «Сейчас, после обесценения тенге более чем на 50%, резерв появится, так как в тенговом выражении ставка выросла на величину девальвации тенге», – добавляет Галим Хусаинов.

Если цены на нефть высокие, пошлина должна быть высокой, и, наоборот, соглашается Жарас Ахметов. «Наверное, сейчас пытаются определить коридоры, внутри которых ЭТП останется постоянной, а меняться будет при переходе цены на нефть в другой коридор», – предполагает он.

Вместе с тем аналитик обращает внимание на такой момент. Введение прогрессивной шкалы для ЭТП может вызвать трудности с администрированием: нефть грузится сейчас, а цена для целей обложения налогом формируется позже – таможенное оформление усложняется. «Экспортер будет либо недоплачивать, либо переплачивать. Это все источник конфликтов», – поясняет эксперт.

Другие варианты

Жарас Ахметов уверен: что действительно нужно было бы сделать для улучшения ситуации на внутреннем рынке, так это отменить пошлины на мазут и повысить акцизы на ГСМ. «Отмена пошлины на мазут стимулирует поставки нефти на НПЗ. Выпадающий доход частично можно компенсировать ростом акцизов. И дальше надо смотреть, на сколько поднимется цена на бензин, введя ограничение на рост цены. Но регулировать не цены, а акцизы», – считает он.

Об изменении ставки акцизов недавно говорил Бакытжан Сагинтаев, первый заместитель премьер-министра РК. По его словам, правительство получило предложение об увеличении этого налога с 4,5 тыс. тенге за тонну до 10,5 тыс. за тонну.

Помимо этого, по мнению Жараса Ахметова, необходимо ослабить ограничения на экспорт нефтепродуктов. Это тоже компенсирует потери бюджета и стимулирует внутреннюю переработку. «У нас около 30 мини-НПЗ, из них работает 2 или 3. Если снять ограничения на экспорт и разрешить вывозить прямогонный бензин и солярку, эти производства оживут и будут платить пошлину на экспорт ГСМ», – обосновывает он идею. Однако, предостерегает собеседник, в таком случае Россия может отказывать Казахстану в импорте ГСМ или потребует платить пошлину в российский бюджет. И это может стать главным препятствием в воплощении такого сценария в жизнь. Собственно, поэтому импорт из РФ и квотируется – чтобы не допустить реэкспорта.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤