Правительственный долг РК на конец 2017 года составит около 8,5 трлн
Это порядка 15% к ВВПОбъем правительственного долга Казахстана на конец 2017 года составит около 8,5 трлн тенге. Об этом сообщает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на Национальный банк.
«Анализ основных макроэкономических показателей на 2015-2019 годы и показателей бюджета на 2015-2017 годы позволяет прогнозировать отсутствие в среднесрочном периоде условий, при которых правительство РК не сможет обеспечить выполнение своих долговых обязательств. Размер дефицита республиканского бюджета спланирован с учетом соблюдения установленных законодательством ограничений и приоритетов государственного заимствования. Прогнозируется, что объем правительственного долга на конец 2017 года составит порядка 8,5 трлн тенге или порядка 15% к ВВП. Данный прогнозируемый уровень долга соответствует поставленной задаче по поддержанию долга на безопасном уровне», - указывается в сообщении финрегулятора.
В Нацбанке подчеркивают, что правительственное заимствование осуществлялось в рамках утвержденного размера дефицита республиканского бюджета на 2013-2015 годы. Как и в предыдущих годах, была применена модель, согласно которой в общем объеме финансирования дефицита бюджета основную долю занимало внутреннее заимствование.
К слову, на 1 января 2014 года государственный долг составил 4 трлн 417 млрд тенге (28,8 млрд долларов), или 12,9% к ВВП. В общем объеме государственного долга доля правительственного долга составляет 99,6%, или 4 трлн 398 млрд тенге (28,6 млрд долларов). Остальную долю (0,4%) составляют долги Национального банка – 3,6 млрд тенге (0,02 млрд долларов) и местных исполнительных органов – 15,5 млрд тенге (0,1 млрд долларов).
«Параметры основных макроэкономических показателей и бюджетных параметров на 2014-2016 годы предполагают поэтапное снижение дефицита бюджета. Республиканский бюджет на 2014 год утвержден (с учетом уточнений) с дефицитом в размере -1 082,8 млрд тенге или – 2,6% к ВВП. Сформированный с дефицитом республиканский бюджет на 2014-2016 годы приведет к дальнейшему росту долга правительства. Девальвация тенге в феврале 2014 года существенного влияния на размер долга не оказала ввиду низкой доли обязательств в иностранных валютах (17,8%). Рост составил 2,4%, или порядка 100 млрд тенге. При этом значение показателя - долговая нагрузка на бюджет в 2014-2016 годах будет находиться в зоне допустимых значений (12-15%)», - отмечают в Нацбанке.
Финрегулятор подчеркивает, что, как и в предыдущих годах, основной составляющей покрытия дефицита служит заимствование на внутреннем рынке путем выпуска государственных ценных бумаг (ГЦБ).
В сообщении Нацбанка отмечается, что в планах заимствования ранее был предусмотрен выпуск еврооблигаций на внешних рынках капитала со сроками погашения 5, 10 и 30 лет в целях построения кривой доходности в качестве бенчмарка для казахстанских корпоративных эмитентов и снижения стоимости внешнего заимствования.
В частности, в октябре 2014 года правительство РК успешно осуществило выпуск суверенных еврооблигаций двумя траншами: 10-летние облигации на cумму 1,5 млрд долларов и 30-летние облигации на сумму 1 млрд долларов.
После 14-летнего отсутствия Казахстана на внешних рынках капитала (последний выпуск был осуществлен в 2000 году) данный выпуск фактически является «дебютным». Несмотря на снижение цен на нефть и влияние замедления экономического роста России, спрос на казахстанские еврооблигации многократно превысил предложение и составил около 11 млрд долларов.
«В результате выпуска суверенных облигаций установлена долгосрочная кривая доходности (бенчмарк) для казахстанских эмитентов, точно отражающая годы прогрессивных экономических реформ, стабильность государственного баланса и приоритетность дальнейшей диверсификации экономики, которая будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в страну.
К концу 2014 года размер правительственного долга составил 5 трлн 613 млрд тенге и не превысил установленного законом РК о республиканском бюджете на 2014-2016 годы лимита правительственного долга в размере 5 трлн 673 млрд тенге», - поясняет финрегулятор.
В Нацбанке уточнили, что в соответствии с Посланием главы государства народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нурлы жол – Путь в будущее» будет продолжена работа по обеспечению совместной реализации проектов с международными финансовыми организациями (Всемирный Банк, АБР, ЕБРР, ИБР).
В соответствии с Концепцией новой бюджетной политики стратегия выпуска ГЦБ должна учитывать долгосрочные тренды на денежном рынке и способствовать построению структурированного рынка по видам инструментов и созданию эталонных показателей, что способствует появлению стандартных инструментов и повышению ликвидности на рынке.
Решение о возможном выпуске еврооблигаций на внешних международных рынках, как одним из возможных способов привлечения заемных ресурсов, будет приниматься с учетом конъюнктуры мировых финансовых рынков.
Согласно мировому экономическому обзору Всемирного Банка за 2014 год (Blackrock) отмечаются риски мирового экономического роста в виде продолжительного периода низких процентных ставок, геополитических рисков, замедления восстановления экономики Еврозоны и возможного превращения ситуации в дефляционный сценарий, которые способствуют увеличению волатильности на мировых финансовых рынках.
Кроме того, постепенное снижение американской программы «Количественное смягчение» и возможное увеличение процентной ставки Федерального резерва будут способствовать увеличению процентных ставок на мировые долговые инструменты. В этой ситуации продолжение выпуска еврооблигаций на мировых рынках будет коррелироваться с ситуацией на мировых рынках и ставками процентов.
Политика на внутреннем рынке будет направлена на активное проведение повторных аукционов по размещению ГЦБ. «Повторные открытия позволят укрупнить выпуски ГЦБ в обращении. Также в целях сокращения количества выпусков ГЦБ будут проводиться операции по управлению обязательствами, включая выкуп ГЦБ (досрочное погашение) на вторичном рынке и другие инструменты по управлению обязательствами. Планируемая политика по выпуску ГЦБ должна способствовать снижению расходов на обслуживание правительственного долга и содействовать развитию рынка долговых инструментов», - подчеркивает финрегулятор.