Нацбанк дал шанс частным управляющим компаниям
Аналитики обозначили требования, которые может выдвинуть Нацбанк при проведении тендераВ 2016 году доступ к средствам Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) смогут получить частные управляющие компании. Аналитики отметили, что при этом не удастся полностью устранить риск вложений в бумаги дефолтных эмитентов.
Пенсионный рынок постепенно трансформируется. Недавно озвученное Кайратом Келимбетовым председателем Нацбанка, заявление поразило игроков финансового рынка. По словам банкира, Нацбанк передаст часть средств ЕНПФ в управление частным компаниям. «Со следующего года мы ожидаем, что определенные деньги пенсионного фонда передадим в управление частным управляющим компаниям для того, чтобы они сфокусировались на предоставлении корпоративному сектору этой ликвидности, чтобы участвовать в «народном IPO» различных компаний», – сообщил Кайрат Келимбетов.
Он отметил, что вложения в государственные ценные бумаги (ГЦБ) Минфина и инвестиции в банки Нацбанк будет осуществлять самостоятельно.
Аналитики положительно оценили инициативу финрегулятора. «Решение Нацбанка правильное. В настоящее время финансовый рынок испытывает дефицит длинной тенговой ликвидности, что не позволяет ему работать должным образом. Банки резко сократили кредитование, а фондовый рынок и вовсе оказался в плачевном состоянии. Во многом это связано с тем, что вся долгосрочная ликвидность оказалась в руках одного игрока в лице Нацбанка, который управляет ЕНПФ и Национальным фондом. Однако его инвестиционная политика пока полностью оставляет в стороне реальный сектор. Покупки происходят только на рынке государственных ценных бумаг и банковских облигаций. Поэтому необходимо передать часть активов под управление частным игрокам, которые бы осуществляли инвестиции непосредственно в бумаги реального сектора – в акции или облигации», - считает Айвар Байкенов, директор департамента аналитики АО «Асыл-Инвест». К слову, ранее «Асыл-Инвест» не занималась управлением пенсионными активами.
Комментарии аналитика не беспочвенны. Из 4,7 трлн тенге средств ЕНПФ практически половина из них сконцентрирована в государственных ценных бумагах РК – 43,96%, и лишь более трети (свыше 1,6 трлн тенге) размещено в бумагах компаний. Более 93,7% вложений в корпоративные ценные бумаги приходится на облигации, акции и депозитарные расписки казахстанских эмитентов – 1,5 трлн тенге, другая часть – в иностранные.
Создавая ЕНПФ, у государства было несколько аргументов. Главный из них – низкая доходность портфелей частных фондов, которая едва приближалась к уровню официальной инфляции. «Несмотря на то, что Нацбанк приступил к управлению пенсионным фондом только в мае 2014 года, по итогам прошлого года доходность ЕНПФ составила 6,3%. В 2015 году ожидается доходность на уровне инфляции», - сообщил главный банкир страны.
ЕНПФ в наследство от частных фондов принял в свой портфель ценные бумаги 29 компаний, допустивших дефолт. Они до сих пор находятся в портфеле госфонда. Продать бумаги таких компаний практически невозможно – они не востребованы рынком.
Впрочем, как считает Умут Шаяхметова, председатель правления Народного банка, нельзя однозначно сказать, что частные управляющие из-за низкого профессионализма злоупотребляли своим положением и инвестировали в дефолтные компании.
«Были и объективные факторы, в результате которых частные НПФ несли убытки по той или иной бумаге. Например, Холдинг «КазЭкспортАстык» не выплатил купон по своим облигациям. Бумаги этого холдинга были куплены всеми пенсионными фондами, включая государственный. На тот момент компания имела рейтинги от международных агентств. Из-за не урожайности и других факторов у холдинга возникли проблемы. Поэтому каждую инвестицию частного управляющего необходимо рассматривать индивидуально», - считает Умут Шаяхметова.
Дамир Сейсебаев, директор департамента аналитики АО «Private Asset Management» приводит свои доводы, относительно вложений в облигации несостоятельных компаний. «Считаю, что это не сколько результат мастерства управляющих, сколько отсутствие должного контроля», - отметил аналитик.
Впрочем, как считает Булат Бабенов, председатель правления управляющей компании «Республика», который ранее возглавлял НПФ, в рыночной экономике дефолты неизбежны. «Необходимо принимать во внимание, что ГНПФ еще до присоединения частных пенсионных фондов, также имел в портфеле бумаги эмитентов, допустивших дефолт. Поэтому вопрос правильнее ставить так – как минимизировать потери от неэффективных инвестиций. С этой точки зрения не имеет значения, кто управляет пенсионными активами – частные фонды или государственные. Считаю, что необходимо развивать законодательство в части контроля над инвестициями, профилактики неэффективных вложений и наказания за инвестиции в заведомо плохие бумаги. Это сложный путь, но другого, считаю, нет», - подчеркнул Булат Бабенов.
Аналитики: размер комиссии может быть плавающим
Еще один аргумент, почему именно было принято решение создать ЕНПФ – высокие комиссии управляющих компаний. Ранее комиссии частных НПФ составляли 15% от инвестиционного дохода и 0,05% от активов. После передачи активов под управление Нацбанка комиссии снизились в два раза: 7,5% - от инвестиционного дохода и 0,025% от активов.
«Полагаем, что комиссии управляющих необходимо привязать к их результатам. Привязки к активам у них быть не должно, акцент должен быть на инвестиционный доход. Проблема заключается в том, что в качестве индикатива есть ставка депозита и есть уровень инфляции. Текущая разница между ними – 3%. Возможно, в качестве индикатива надо взять что-то среднее между ними. Но, скорее всего, комиссию привяжут к инфляции. Если управляющая обеспечит доходность на уровне инфляции, то комиссия должна быть минимальной. Если доходность составит выше инфляции на 1-2 процентных пункта, то комиссии 5-7% от инвестиционного дохода будет достаточно. А если выше, то 10%», - подчеркнул Айвар Байкенов.
Булат Бабенов считает, что комиссии для частных управляющих могут быть как минимум на уровне текущих комиссий ЕНПФ. По его словам, именно работа по привлечению и обслуживанию вкладчиков была серьезной частью расходов частных НПФ.
«Комиссии должны покрывать издержки управляющих компаний и приносить им доход. Считаю, что вознаграждения нужно привязывать к бенчмарку. То есть помимо фиксированной комиссии за управление инвестиционным портфелем, можно начислять комиссии за успех. Если управляющая организация работает лучше бенчмарка, то она заслуживает бонус. Ведь благодаря мастерству управляющего портфель принес избыточную доходность. Если говорить о наказаниях, то, то для того чтобы не попасть под закон малых чисел, желательно рассматривать достаточно длительный период работы управляющего. Это необходимо сделать, чтобы правильно оценить эффективность работы компании и принять решения относительно дальнейшей работы с ней», - пояснили в Private Asset Management.
Аффилированность должна быть исключена
Будет ли регулятор проводить тендер по выбору управляющих компаний неизвестно. Также остается открытым вопрос, доверит ли Нацбанк управление активов компаниям, ранее работающим с пенсионными средствами. В настоящее время на рынке функционируют преимущественно те компании, которые ранее не занимались вложением пенсионных денег в активы. Многие управляющие пенсионных фондов либо были ликвидированы, либо объединены с другими игроками, некоторые НПФ трансформировались в управляющие компании. «Тех компаний, которые управляли пенсионными активами на рынке до создания ЕНПФ, практически не осталось, за исключением двух, которые в настоящее время имеют другие лицензии. Сейчас на рынке согласно данным регулятора работает 25 управляющих инвестиционным портфелем, 23 из которых не имели прямого отношения к управлению пенсионными активами», - подчеркнул Дамир Сейсебаев.
Аналитики при отборе управляющих предлагают опираться на разные критерии. «В Казахстане рынок управления активами находится в упадке из-за мирового финансового кризиса и как следствие низкого доверия к управляющим, сильной зарегулированности рынка, отсутствия свободных накоплений у граждан, низкой финансовой грамотности населения и иных факторов. Поэтому управляющих компаний высокого класса очень мало. Считаю, что это нужно принимать во внимание при отборе претендентов. Также необходимо учитывать репутацию, наличие аналитических подразделений», - считает Дамир Сейсебаев.
В беседе с Kapital.kz аналитик также подчеркнул, что полностью устранить риск вложений в дефолтные компании невозможно. «Но можно снизить риски, прописав ограничения по рейтингам при вложениях в облигации. Требования по капитализации и ликвидности – при инвестициях в акции», - считает он.
Булат Бабенов отмечает, что нужно понимать, что состояние управляющих компаний является отражением ситуации на финансовом рынке Казахстана и в экономике в целом. «Поэтому требования к претендентам не должны быть завышенными. Должен быть комплекс требований: текущее положение на рынке, опыт работы в управлении крупными портфелями, рейтинг материнской компании, опыт персонала. Если будут сформированы требования, которым смогут соответствовать только 1-2 компании, то это может привести к недоверию со стороны населения. Тем более, что это не приведет к качественному развитию рынка инвестиций в стране», - уточнил он.
Айвар Байкенов считает, что отбор управляющих компаний должен быть справедливым и открытым. «Этот процесс должен происходить на конкурсной основе с установлением понятных и адекватных требований и характеристик. При этом надо исключить аффилированность с финансовыми и промышленными группами для предупреждения договорных сделок. Нужно исключить участие дискредитировавших себя бывших НПФ и их менеджмент. Возможно привлечение иностранных фондов через создание совместных предприятий с игроками РК. Также стоит рассмотреть возможность создания отдельного фонда по работе с плохими активами. На опыте западных стран внедрить практику ежегодного отчета управляющей компании перед парламентом или правительством. Количество таких фондов должно быть не менее трех-пяти, между ними должна быть конкуренция», - отметил аналитик.