Валюту брал, инфляцию возьмет?
Нацбанк встал на новый путьКазахстан намерен поэтапно переходить на инфляционное таргетирование – поделился планами Нацбанк в новом документе «Денежно-кредитная политика Республики Казахстан до 2020 года». Регулятор отходит от привычного регулирования курса к более эффективной монетарной политике, однако успешность этой идеи вызывает недоверие у экспертов.
Итак, в самом документе приводится экскурс в историю денежно-кредитной политики страны и оцениваются различные режимы монетарной политики. Наиболее приемлемым из представленных Нацбанк считает инфляционное таргетирование.
Его особенностями и преимуществами являются «четкая идентификация конечной цели и приоритетов денежно-кредитной политики наряду со «свободой действий» центрального банка при принятии решений», – отмечается в сообщении Нацбанка. При этом, добавляет регулятор, внедрение данного режима в Казахстане будет осуществляться поэтапно.
Переход к таргетированию инфляции в качестве основной цели денежно-кредитной политики выглядит весьма прогрессивно, считает Вадим Иосуб, старший аналитик «Альпари». Такой режим, по его словам, используется в большинстве развитых стран.
«Как правило, он означает отказ от таргетирования курса национальной валюты и переход к свободному плаванию на валютном рынке. Основным инструментом денежно-кредитной политики остается величина ключевой ставки, от которой, в свою очередь, зависят ставки по кредитам и депозитам. Цель по инфляции устанавливается Центробанком. В еврозоне и США таргетируемый уровень инфляции сейчас – 2%, а любые отклонения от него, в том числе и инфляция ниже целевой, нежелательны. Так, и в Европе, и в США сейчас пытаются повысить инфляцию до оптимального уровня», – отметил аналитик. При этом, добавил он, растет волатильность на валютном рынке, курсы иностранных валют начинают меняться с большей амплитудой как в сторону роста, так и снижения. «Но цель новой политики – сделать цены на внутреннем рынке менее чувствительными к курсам иностранных валют. Когда цены перестают зависеть от курса, население попросту перестает отслеживать динамику иностранных валют и происходит дедолларизация. Национальная валюта с прогнозируемой низкой инфляцией становится привлекательным инструментом для сбережений», – резюмировал Вадим Иосуб.
По словам Айдархана Кусаинова, генерального директора консалтинговой компании «Алмагест», в положении о Национальном банке РК прописано, что он формально должен заниматься инфляционным таргетированием с 2000-х годов. «Но проблема в том, что Нацбанк никогда по сути этим не занимался. Поскольку этот режим достаточно сложный и требует множества инструментов. Вместо этого в последние годы Нацбанк использовал более простой способ – управление валютным курсом, наиболее провальную политику», – уверен эксперт.
В Казахстане вопрос инфляционного таргетирования, отметил он, регулярно возникает после девальваций или в период экономических кризисов. «Но это желание вскоре проходит и Нацбанк опять начинает заниматься тем, чем привык», – добавил Айдархан Кусаинов.
По его мнению, Национальный банк не готов внедрять инфляционное таргетирование, по крайней мере, в одиночку. «Это создание очередной иллюзии. Для того чтобы провести инфляционное таргетирование, необходимо, чтобы экономика была достаточно развитая и диверсифицированная, поскольку эта монетарная политика обеспечивает взаимоусиливающий эффект – чем больше развивается экономика, тем эффективнее этот инструмент», – говорит эксперт. Но в последние годы, по его словам, в результате политики фиксированного обменного курса экономика Казахстана сильно упростилась.
«Для того чтобы внедрять инфляционное таргетирование, нужно повысить эффективность мер господдержки, усилить кредитование экономики в тенге, развивать какие-то отрасли и лишь потом переходить к некому монетарному таргетированию. В нынешней ситуации один Нацбанк к такому тартегированию перейти не сможет. Нужны совместные целевые программы изменения экономической политики, развития экономики, все эти меры лишь потом позволят перейти к новой монетарной политике. Для этого потребуется достаточно длительный период времени», – считает Айдархан Кусаинов. В качестве примера он привел современное развитие России, реформы в экономике которой проходили в течение последних 10-15 лет. Лишь после того, как был подготовлен фундамент для перехода к инфляционному таргетированию, он был внедрен, затем страна внедрила программу плавающего курса рубля.
Своим видением относительно новой денежно-кредитной политики поделился и Карен Вартапетов, заместитель директора направления госфинансов Standard & Poor's. «Мы хотели бы увидеть какие-либо шаги в этом направлении. Стратегий может быть много, но необходимо видеть, какая политика в этом направлении проводится. Пока мы видим концентрацию полностью на валютном курсе»», – считает представитель S&P.
По его словам, есть несколько ключевых моментов для перехода на этот режим. «Первый – необходимо доверие участников рынка к регулятору, второе – высокая независимость, автономия Нацбанка от органов исполнительной власти. Уже здесь мы понимаем, что у Казахстана могут возникнуть некоторые проблемы», – полагает Карен Вартапетов. Третьим условием он назвал четкий таргет по инфляции и желание регулятора его выполнять. «Учитывая, что в Казахстане инфляция носит немонетарный характер, здесь опять же могут возникнуть проблемы. Четвертое – наличие подотчетности или ответственности Нацбанка за свои результаты. В странах, где применяется этот режим, если происходит отклонение фактической инфляции от таргета, то глава Нацбанка обращается к участникам рынка, в котором четко объясняет, что произошло. И этот инструмент тоже недостаточно развит в казахстанских условиях», – добавил представитель S&P. Последнее условие, по его словам, заключается в наличии детальных эффективных моделей макроэкономического прогнозирования, которым бы доверяли участники рынка. То есть таргеты, которые представляет Нацбанк, должны быть реалистичными.
«Это сложный комплекс задач, тем не менее есть страны, которые к этому режиму пришли. Мы должны увидеть какие-то шаги, возможно, это начнется с того, что Нацбанк несколько повысит гибкость валютного курса, по крайней мере, мы ожидаем некую коррекцию», – заключил Карен Вартапетов.
Одним из пунктов инфляционного таргетирования является доверие к Нацбанку и его готовность на быструю прозрачность – основное условие, описанное в денежно-кредитной политике. Ее важным пунктом является персональная ответственность председателя Нацбанка за достижение целевого параметра инфляции.
Вадим Иосуб полагает, что «персональная ответственность председателя Национального банка» выглядит несколько угрожающе. «Но, если разобраться, речи о том, чтобы расстреливать не справившегося председателя, не идет. Имеется в виду, что в случае недостижения целевых ориентиров по инфляции председатель Нацбанка будет представлять публичный доклад о причинах отклонений, а также сроках возвращения показателей в целевые рамки. В такой форме эта ответственность выглядит вполне разумной», – отметил эксперт.
Айдархан Кусаинов считает, что сегодня после всех кризисов в мире все чаще звучит мысль, что финансовое управление экономикой – это плохо. Иначе говоря, банкиры не могут управлять экономикой.
Основные аспекты новой денежно-кредитной политики:
· Повышение эффективности процентного канала трансмиссионного механизма;
· Введение новой «базовой» процентной ставки. К ней будут привязаны процентные ставки инструментов денежно-кредитной политики;
· Курсовая политика будет направлена на достижение целей по инфляции. На переходном этапе регулятор будет придерживаться режима валютного коридора, при этом будет допускаться более гибкий обменный курс в той мере, в которой это не будет противоречить достижению целей по инфляции. В случае наступления валютных шоков приоритетом станет обеспечение стабильности на финансовом рынке;
· В качестве целевого ориентира по инфляции выступит индекс потребительских цен как наиболее простой и понятный показатель инфляции;
· Национальный банк будет внедрять систему анализа и прогнозирования для принятия решений по денежно-кредитной политике;
· Цели по инфляции будут устанавливаться правлением Национального банка;
· За достижение целевого параметра инфляции персональную ответственность будет нести председатель Национального банка;
· В случае недостижения целевых ориентиров по инфляции председатель Нацбанка представляет публичный доклад о причинах отклонений, а также сроках возвращения показателей в целевые рамки;
· Будут созданы два комитета, ответственные за инфляционное таргетирование;
· Повышение независимости Нацбанка. Степень независимости центрального банка должна соответствовать уровню экономического развития государства и оптимальным образом обеспечивать достижение макроэкономической стабильности;
· Построение эффективной коммуникационной стратегии Нацбанка. Основными целями коммуникационной стратегии будут повышение доверия к проводимой политике Национального банка, смещение приоритетов экономических агентов с обменного курса на инфляцию, а также закрепление инфляционных ожиданий экономических агентов на низком уровне.
Таким образом, реализация денежно-кредитной политики Казахстана до 2020 года будет направлена на внедрение режима инфляционного таргетирования и в конечном итоге обеспечение устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.