В других тонах
Производителям красок не хватает раздольяЛакокрасочная отрасль остается одной из наиболее монополизированных областей в мире. Глобальные игроки традиционно остаются лидерами в производстве эмалей и красок, с которыми чуть менее крупным компаниям тяжело тягаться. Такое положение дел накладывает двойное бремя на отечественных производителей, они вынуждены бороться за место под солнцем не только с местными компаниями, но и с мировыми, а также с российскими компаниями, которые постепенно заполняют нишу своей продукцией.
Рост без надрыва
Если ссылаться на данные игроков, рынок лакокрасочных материалов (ЛКМ) в прошлом году в Казахстане оценивался в эквиваленте от 90 тыс. до 120 тыс. тонн краски. «Из них на долю красок приходится примерно 73 тыс. тонн, еще около 5 тыс. тонн занимают декоративные краски и штукатурки. Остальное занимают вспомогательные продукты – клей ПВА, шпатлевки, эмали, лак, грунтовки, санирующиеся средства», – приводят данные генеральный директор Alina Trade Александр Фролкин.
По словам Антона Пешкова, генерального директора «Тиккурила Казахстан», рынок ЛКМ будет расти на 6% в год, что обеспечит местным производителям устойчивое развитие в условиях меняющегося рынка. По данным Комитета по статистике МНЭ РК, за прошлый год в Казахстан было импортировано краски на сумму порядка $76,2 млн, из которых $35,9 млн – это импорт из стран Таможенного союза. Здесь нужно отметить, что импорт красок и эмалей из России и Беларуси снижается. После создания ТС в 2011 году импорт составлял порядка $56,8 млн, но уже на следующий год показатель опустился до $41,7 млн. В целом импорт ЛКМ из стран ТС занимает ровно 50% от общей доли рынка. Также значительные доли у финских (13%) и итальянских производителей (9%).
«Сегодня в стране работают более 15 производителей ЛКМ, из которых пяти принадлежит доля рынка в 35-45% и еще 5-6 принадлежат остальные 10-15%. Часть ЛКМ приходит за счет импорта. Основные игроки –Alina paint, Gaudipaint, «Радуга» и «Ремалюкс». Местные игроки производят практически все виды ЛКМ (фасадные, интерьерные, декоративные, эмали, лаки и пр.). По качеству некоторые местные производители не уступают европейским заводам. Наши производители менее конкурентны в маркетинге в широком смысле этого слова», – отмечает исполнительный директор Gaudi Paint Жаксылык Курманалин.
В свою очередь экспорт казахстанской продукции в основном приходится на Киргизию ($0,1 млн за прошлый год). Общий объем экспорта составляет $0,2 млн за вышеуказанный период. Экспорт красок в ТС незначителен.
Рентабельность производства красок достигает 15%, но тут стоит отметить, что цена за конечный продукт может превышать его первоначальную стоимость до 30%. Получается, что местный продукт выглядит не столь привлекательно на фоне более дешевого иностранного. Хотя в целом эксперты сходятся во мнении, что местный рынок ЛКМ находится на высоком уровне, и утверждают, что рынок насыщен продуктами из всех ценовых сегментов.
«Предпочтения по цветовой гамме, методу и качеству нанесения краски в западных странах отличаются от тех, что у нас. Возможно, по этой причине на западе здания смотрятся интереснее и красивее. В Казахстане есть несколько основных ходовых цветов, которыми пользуются почти все. Лишь в последние годы я начал замечать разноцветно, интересно покрашенные детские сады, школы. В этом плане нашим архитекторам, наверное, следует проявить фантазию и убедить заказчиков выбирать другие интересные цвета при покраске зданий. По-моему, недостатка в выборе ЛКМ в Казахстане нет, есть недостаток в методах и в качестве нанесения ЛКМ (особенно декоративных) и в выборе цветов», – говорит Курманалин.
Что импортеру хорошо…
Производители красок повсеместно сталкиваются с нехваткой квалифицированного персонала, относительно маленьким объемом рынка и извечной проблемой логистики, которая существенно затрудняет ведение бизнеса. Ситуацию для местных производителей осложняет факт создания Евразийского экономического союза, так как в связи с этим отечественные производственные компании больше потеряли, чем приобрели.
«Время идет и казахстанским производителям в существующих реалиях очень редко удается произвести что-то лучше и дешевле, чем это сделают в России. Про более продвинутые страны ЕС, Азии говорить даже не приходится. Сегодня выгод от вхождения Казахстана в ЕАЭС мы не видим. ЕАЭС хвалят бизнесмены, которые импортируют из России ТНП и являются их дистрибьюторами. Противниками являемся мы, местные производители. Некоторые российские компании уже начали открывать свои филиалы в Казахстане и продают продукцию сами, без участия местных бизнесменов-импортеров и без их маржи, что делает их продукцию еще дешевле», – дает свою оценку ситуации Курманалин.
По его словам, если сценарий развития ситуация останется прежним, государство в первую очередь может недополучить налоговые поступления от местных производителей, а также столкнется с проблемой безработицы в связи с закрытием некоторых местных предприятий.
«Что касается вступления в ЕАЭС – конечно, как и все казахстанские производители, мы столкнулись с определенными проблемами, особенно в северных регионах страны. Но сразу уточню: речь не столько о вступлении в ЕАЭС в целом, сколько о падении курса рубля относительно тенге. Раньше у нас с российскими компаниями была конкуренция на равных, выдерживался паритет цен. За счет высокого качества казахстанские производители удерживали позиции и лояльность клиентов. Теперь за счет разницы в курсе преимущество импортируемых из России ЛКМ становится значительным», – отмечает Александр Фролкин.
Другой эксперт, Антон Пешков, напротив, утверждает, что «логистическая составляющая в Казахстане развивается, и мы все, что можем, стараемся делать своими силами, то есть обеспечивать сервис клиентам, обеспечивать своевременную доставку».
Перспективы развития иностранных компаний на местном рынке гораздо более радужные по нескольким причинам. Объем производства и продаж всех казахстанских производителей составит незначительную часть материнских компаний иностранных производителей, сырье иностранные производители покупают значительно дешевле, чем местные производители, и, соответственно, себестоимость продукции также будет ниже. Местные производители в свою очередь жалуются на высокие кредитные ставки, но другого выхода пока не предвидится.
«Опыт ведения бизнеса у иностранных производителей колоссальный. В то же время самый старый местный производитель ЛКМ может похвастаться всего лишь 16-18-летней историей. У местных производителей есть шанс конкурировать с мировыми брендами, если они последуют примеру казахстанских банков и возьмут курс на объединение», – говорит Курманалин.
Спикер полагает, что за счет слияния компаний можно оптимизировать часть расходов и усилить свои позиции, так как иностранные производители могут вытеснить местных. Ряд отечественных компаний по производству ЛКМ условно разделили рынок по ценовому сегменту и стараются удержать занятые позиции. Некоторые специализируется на выпуске дорогой и качественной продукции, другие производят дешевую продукцию в больших объемах, остальные держат позиции в отдельных регионах благодаря местным дистрибьюторам.
Если учитывать тот факт, что себестоимость производства сырья достигает 65%, а большая часть компонентов эмалей и красок представляет собой иностранное сырье, то поддержка и защита местного производства, а также скорейшее импортозамещение выглядит как наиважнейший факт для дальнейшего развития этого рынка.
«Соотношение людей, занятых на производстве, во много раз превышает количество занятых в торговых компаниях. Экономический эффект в смежных отраслях от производственных компаний также в разы превышает эффект от торговых компаний. Все эти проблемы государство видит, вопрос только, когда и какие более существенные меры оно предпримет», – говорит Курманалин.
Заполняя нишу
Сильного изменения соотношения долей между местными и иностранными производителями ожидать не приходится. Однако конкуренция на рынке ЛКМ остается высокой, так как растет количество производителей и различных торговых марок. Местный рынок характеризуется не только ограниченным ассортиментом, но и более низкой ценой на ЛКМ по отношению к некоторым иностранным производителям. Напротив, зарубежные компании чаще всего занимают уровень премиум-класса, уровень экономкласса представлен редко. Условно потребителей ЛКМ можно разделить на две группы: 80% – это единичные покупатели, приобретающие краску для собственных нужд, и 20% – это профессиональные строительные бригады.
«Прогнозы оптимистичные, но с наличием умеренных спадов и подъемов. Оптимистичный прогноз в первую очередь связан с тем, что жилищное строительство будет расти. Кроме того, в отдельных регионах качество жизни постепенно улучшается и вместо традиционной покраски стен известью люди начинают использовать ЛКМ.
Новые игроки пришли. Насколько мне известно, в Алматинской области в ближайшее время открывают свое производство две иностранные компании. Эти компании – довольно серьезные производители. Открытие ими производственных мощностей в Казахстане подтверждает оптимистичный прогноз», – резюмирует Курманалин.
По данным Global Industry Analysts, к 2017 году объем мирового рынка лакокрасочных материалов в стоимостном выражении составит около $107 млрд (8,7 млрд литров). Факторами, способствующими росту производства, будут оставаться рост и развитие строительной отрасли, новые рецептуры и технологии производства, и, как следствие, повышение уровня конкуренции среди производителей. Азиатско-Тихоокеанский регион будет оставаться крупнейшим рынком сбыта для покрытий во всем мире. Темп роста к указанному периоду должен составить порядка 5,1%.
Coatings World в своем отчете за прошлый год пишет, что лидером по производству ЛКМ по-прежнему остается нидерландский гигант Akzo Nobel с оборотом в $13,3 млрд. В тройку лидеров также входят американская PPG ($12,8 млрд) и Henkel (Гемания) с оборотом в $11,2 млрд за 2014 год.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.