Посевная: топлива хватит на всех
Льготные цены и отсутствие дефицита на ГСМ – позитивный фактор для агросектораАграрии обеспечены горюче-смазочными материалами. Об этом в ходе недавней встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым сообщил министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков. Глава Минсельхоза сообщил, что весенне-полевые работы уже начаты в южных регионах страны, подготовка ведется в северных областях.
Ранее МСХ РК сообщало, что на проведение весенне-полевых работ в 2015 году потребуется 366 тысяч тонн дизтоплива. Стоимость горюче-смазочных материалов (ГСМ) на февраль-март утверждена на уровне 82 тысячи тенге за тонну (около 69 тенге за литр при рыночной цене 99 тенге за литр на АЗС, с учетом расходов операторов средняя цена дизтоплива для сельхозтоваропроизводителей в регионах составляет порядка 81 тенге за литр). На январь-март запланирована поставка 147 тысяч тонн дизтоплива. Операторы областей оплатили поступление 75 тысяч тонн солярки (51% от запланированного), поставщиками отгружено 65 тысяч тонн (44%).
Аграрии отмечают позитивный фактор – снижение цен на ГСМ, которые составляют значительную долю затрат. Так, по сравнению с прошлым годом горючее закупается по цене как минимум на 20 процентов ниже. Об этом говорят в СМИ и руководители сельскохозяйственных предприятий Костанайской, Акмолинской, Северо-Казахстанской и Карагандинской областей.
Реализаторы нефтепродуктов заявляют, что на фоне отсутствия финансирования сельхозтоваропроизводителей для обеспечения вывоза с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) дизельного топлива привлечены дополнительные мощности ответхранения, благодаря которым обеспечено целевое использование удешевленного дизельного топлива и облегчена доставка в регионы до конечного потребителя. Кроме того, поставка удешевленного дизельного топлива осуществляется по цене, ниже согласованной с Минэнерго и Минсельхозом, а в ряде случаев и с отсрочкой платежа. Что характерно, на ситуацию не повлиял 45-дневный конвенционный запрет на ввоз бензина и дизельного топлива из Российской Федерации, введенный 5 марта 2015 года.
Сейчас на рынке светлых нефтепродуктов реализуется топливо из хранилищ нефтебаз. К тому же ежедневно отечественные НПЗ вырабатывают 4,7 тысячи тонн бензина марки АИ-92 и 9,2 тысячи тонн дизеля. Между тем в период с 20 марта по 26 апреля 2015 года остановлен для проведения планового капитального ремонта Шымкентский НПЗ, который принадлежит и находится в управлении ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс». Но перед остановкой на капитальный ремонт в резервуарах НПЗ накоплены необходимые объемы социально значимых нефтепродуктов: порядка 87 700 тысяч тонн товарных нефтепродуктов, из них 31 900 тысяч тонн бензинов и 30 тысяч тонн дизельного топлива.
Кстати, ярко выраженную стабилизацию ситуации с поставками на рынок ГСМ, в частности топлива, можно связать с наметившейся централизацией бизнеса в нефтяной отрасли, особенно в сегменте реализации нефтепродуктов. Более того, крупные участники рынка ГСМ реально поддерживают политику руководства страны и правительства. Несмотря на снижение цен на нефть и соответственно маржинальной выгоды, трейдеры все же адекватно и положительно реагируют на все изменения рынка, обеспечивая, таким образом, стабильность в обществе.
В то же время ни в одной из отраслей экономики не наблюдается ощутимого снижения тарифов для потребителей: это касается и авиационных, и железнодорожных перевозок, электроэнергии и отопления. Цены на товары народного потребления также не были снижены. Хотя топливная составляющая занимает в любом бизнесе немалую долю.
Комментарий эксперта
Саид Елиев, инвестиционный аналитик:
– На мой взгляд, на сегодня ситуация с ГСМ в стране совершенно стабильная. В частности, это произошло по причине девальвации рубля в конце прошлого и начале этого года. В результате в страну было завезено около 350 тысяч тонн бензина и около 450 тысяч тонн дизтоплива. Это привело к заполнению всех нефтебаз. Именно поэтому и был введен конвенционный запрет на ввоз железнодорожным транспортом. Одновременно с этим СМИ сообщают, что все три наших завода работают на установленную мощность. С учетом, конечно, планового останова Шымкентского НПЗ на ремонт весной этого года.
Поставка импортного топлива – мера для внутриказахстанского рынка вынужденная и, безусловно, до окончания модернизации НПЗ РК необходимая, но только при соблюдении баланса производства и потребления нефтепродуктов производства казахстанских НПЗ. Но надо понимать, что дефицита, скорее всего, уже через пару лет просто не будет. Ведь все три завода завершают модернизацию к 2017 году. Так что у нас будет уже избыток производства как высокооктановых автобензинов, так дизтоплива и авиатоплива при полностью загруженных заводах.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.