Нефтеналоги: кто получит выгоду?
Нефтедобывающие компании Казахстана ждет изменение налоговой нагрузкиНефтедобывающие компании Казахстана ждет изменение налоговой нагрузки. Специальная рабочая группа, в состав которой вошли представители Минэнергетики, Минфина, Миннацэкономики, ассоциации KAZENERGY и нацкомпании «КазМунайГаз», изучает в связи с этим три вопроса. Это возможность применения льготной ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по низкорентабельным месторождениям, возможность зачета недропользователям экспортной таможенной пошлины (ЭТП) при уплате рентного налога и возможность разработки методики исчисления ЭТП на нефть с привязкой к мировой цене на «черное золото».
Необходимость налоговой оптимизации для нефтедобытчиков, как объяснил Узакбай Карабалин, первый вице-министр энергетики РК, основана на том, что большая часть казахстанских месторождений находится на поздней стадии разработки – общемировое снижение стоимости сырья отрицательно влияет на эффективность нефтедобычи. Плюс к этому сейчас добывается нефть, которая залегает на глубине 5-6 км, зачастую имеет различные примеси и обладает различными степенями вязкости – это увеличивает ее себестоимость. Оптимизация налогов, как предполагается, позволит снизить нагрузку на добывающие компании, пока цены остаются низкими при высокой себестоимости, и даст возможность недропользователям выполнить свои контрактные обязательства.
Себестоимость набирает доллары
Осенью прошлого года Узакбай Карабалин озвучил цифру: средняя себестоимость добычи казахстанской нефти составляет $50 за баррель. Конечно, это «средняя температура» по двум сотням казахстанских месторождений, в отдельных случаях, отметил первый вице-министр энергетики, она «может зашкаливать в ту ли другую сторону». Для сравнения: в Саудовской Аравии на получение одного барреля тратится $4-5, в Венесуэле – менее $12.
Как пояснили деловому еженедельнику «Капитал.kz» Жарас Ахметов, директор компании OilGasProject, и Галим Хусаинов, генеральный директор BRB INVEST, себестоимость проданной нефти складывается из нескольких факторов, определяемых в первую очередь геологией, географией и химией – эксплуатационных расходов, амортизации, коммерческих и логистических расходов, налоговых платежей.
Так, эксплуатационные расходы на самом месторождении, которые зависят от способа добычи нефти, ее химического состава, дебита и состояния скважин, для Казахстана колеблются в пределах $5-7 за баррель. Если говорить об амортизационных расходах, а нефтяная отрасль самая капиталоемкая в казахстанской экономике, то капитальные затраты на разведку, освоение и обустройство месторождения, в зависимости опять же от геологических, географических особенностей и химического состава нефти, могут составлять от нескольких десятков миллионов до нескольких миллиардов долларов. Например, Кашаган – к настоящему моменту этот проект уже потребовал примерно $140 млрд. Амортизация капитальных затрат проводится, как правило, пропорционально извлекаемым объемам нефти. Для Кашагана, по расчетам аналитиков, она составит $20 на баррель (извлекаемые запасы месторождения оцениваются в 7 млрд баррелей). По всей нефтяной отрасли Казахстана этот показатель лежит между $10 и $20 на баррель. Через амортизацию в стоимость нефти попадают и единовременные налоги – обязательства на них возникают в момент подписания контрактов на недропользование. Их доля в затратах составляет 0,1-0,3%.
Скидки для «старичков»
Но Кашаган – это новый проект, а высокую себестоимость имеет нефть, добываемая на старых месторождениях. Таких в Казахстане очень много, особенно на Западе, в Урало-Эмбинской зоне. По мнению Олега Егорова, главного научного сотрудника Института экономики МОН РК, именно их коснется планируемая оптимизация налогообложения, в частности, применение льготной ставки НДПИ. Снижать налоги для компаний, которые работают в сложных условиях на малодебитных месторождениях, получают трудноизвлекаемую нефть, – правильно, уверен эксперт. Потому что одно дело, когда добываются десятки миллионов тонн, как, например, на Тенгизе, и другое – когда речь идет о 200-300 тыс. тонн. Нужен дифференцированный подход.
Более того, за счет налоговых преференций, по мнению аналитика, можно получить дополнительную выгоду. «В западном Казахстане есть месторождения – Доссор, Сагиз, Макат, которые работают уже 70-90 лет. Они дают уникальную по свойствам нефть – чистую, почти без примесей, с огромным содержанием различных масляных фракций. Если снизить налог на добычу полезных ископаемых на этих месторождениях и каким-то образом инициировать процесс доразведки, то можно было бы получить дополнительные запасы нефти», – говорит эксперт.
Некоторые сведения насчет запасов уже есть – обнаружено несколько структур в районе месторождения Сагиз.
Что касается налоговых поступлений от «старичков», то, конечно, после снижения НДПИ определенное сокращение произойдет, но оно не будет значительным: объемы добычи невелики (сведения по ним, как отмечает Олег Егоров, даже не дифференцируются в общей отчетности их владельца, РД КМГ).
Связанные одной ставкой
В настоящее время экспортная таможенная пошлина на сырую нефть в Казахстане составляет $80 за тонну. Весной 2014 года, когда был установлен этот размер, Ерболат Досаев, должность которого на тот момент звучала как министр экономики и бюджетного планирования (сейчас министр национальной экономики), сообщил, что доходы республиканского бюджета на 2014 год, согласно уточнению, увеличены на 331,7 млрд тенге, до 4361,2 млрд тенге (без поступлений трансфертов), и сделано это в том числе за счет увеличения ЭТП на сырую нефть на $20 за тонну.
Отметим, что экспортная таможенная пошлина на сырую нефть была введена в Казахстане в 2008 году и тогда составляла $109,91 за тонну, при том что по итогам I квартала 2008 года мировая цена сырой нефти сложилась на уровне $714,97 за тонну. В 2009 году ставка была приравнена к нулю, но уже в 2010-м поднялась до $20 за тонну и с тех пор только повышалась – до $40 за тонну в 2011-м, до $60 за тонну – в 2013-м, и, наконец, до $80 за тонну в 2014 году.
Жарас Ахметов и Галим Хусаинов также отмечают, что введение ЭТП было следствием необходимости увеличения поступлений в республиканский бюджет (остальные «нефтяные» сборы направляются в Национальный фонд, – авт.). Вместе с тем, говорят эксперты, для обложения экспорта нефти уже есть рентный налог на экспорт. И то, что таможенная пошлина, которая рассчитывается как объем экспортной нефти, умноженный на таможенную ставку, фиксирована на тонну – «незакономерное явление». Это означает, что если ЭТП составляет, например, $60 за тонну, то именно столько экспортер и должен будет заплатить вне зависимости от стоимости «черного сырья». «При высоких ценах такая ставка не критична, а вот при низких доля в расходах увеличивается и становится ощутимой для недропользователей», – говорят аналитики.
Олег Егоров тоже считает, что это правильно – привязывать ЭТП к мировой стоимости нефти. Более того, по словам эксперта, такой подход уже рассматривался в Казахстане в прошлые годы и даже прописывался в законодательстве по недрам. Были составлены таблицы, в которых обозначалась зависимость между ценами на мировом рынке и размером налогов для той или иной компании. Причем ориентир был на $40-50, цен на нефть в $100-110 тогда не существовало. Однако система тогда так и не заработала. Почему к этому вопросу вернулись именно сейчас? Эксперт предполагает, что таким образом ищется возможность получить доход для бюджета страны, закрыть в какой-то степени «брешь», которая сегодня возникает и будет расширяться еще несколько месяцев, возможно, в течение года. То есть когда нефтяные котировки пойдут вверх, а, по мнению Олега Егорова, ситуация может выровняться до $80 за баррель к середине этого года, бюджет получит больше дохода.
Нелегкий выбор государства
По оценке Жараса Ахметова и Галима Хусаинова, при цене $60 и при добыче свыше 10 млн тонн в год налоговая нагрузка на нефтяные компании в Казахстане составляет порядка 38% от цены, или $22 на баррель.
Аналитики считают, что предстоящий «налоговый маневр» имеет две стороны.
«Лицевая» сторона: снижение налоговой нагрузки при уже случившемся снижении бюджетных поступлений из-за падения цен на нефть приведет к еще большему сокращению бюджетных доходов. Соответственно, придется сократить и расходы, что чревато ростом социального напряжения и недовольства.
«Оборотная» сторона: сохранение налоговой нагрузки на текущем уровне приведет к тому, что часть мелких и средних недропользователей просто прекратит добычу. Насколько – сказать тяжело, но стоит учесть тот факт, что доля таких компаний в общем объеме добычи составляет примерно 20%.
«Девальвация тенге не является эффективной альтернативой налоговому смягчению. Возможно, некоторые статьи эксплуатационных расходов и сократятся. Но их доля в общей себестоимости не так уж и велика, чтобы дать ощутимый эффект. У правительства довольно неприятный выбор: снизить налоги и сократить поступления в бюджет или же не трогать налоги и снизить добычу, увеличить безработицу и все равно снизить поступления в бюджет и увеличить социальное напряжение», – говорят эксперты. По их мнению, дело в системной проблеме. «Экономика – сложная система, она должна обладать определенным «разнообразием», то есть числом состояний, которые она может принять в ответ на внешние возмущения. У нас недостаточное «разнообразие». И как только упали цены на нефть, выяснилось, что у нас нет необходимых «состояний», – заключают Жарас Ахметов и Галим Хусаинов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.