Режим жесткой экономии выручит Казахстан
Если кризис в России нас волной не придавит, то соцобязательства власть выполнитКак недавно заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, республика будет и впредь выполнять свои социальные обязательства. В принципе, режим жесткой экономии, о чем заявил глава государства, может выручить. Однажды это сработало в Великобритании во времена Маргарет Тэтчер. Может сработать и в Казахстане, если нас не накроет волной кризиса из России.
В канун празднования Дня независимости президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поздравил всех казахстанцев со сцены театра «Астана Опера» и обратился к согражданам.
«Будет трудно и нам, потому что мы - часть мировой экономики. Это надо принимать нам всем во внимание, каждому казахстанцу. Поэтому и нам нужно пойти в это время на сокращение части расходов уже утвержденного бюджета. Но я говорил и сейчас хочу повторить: это не затронет социальных расходов. Как вы знаете, я уже дал поручение правительству обеспечить выполнение всех социальных обязательств государства перед населением», - сказал глава государства.
Он еще раз подчеркнул, что кризис и санкции в мировой политике усиливают риски для глобальной экономики. А Казахстан находится в глобальной экономике.
«Сегодня перед правительством и Национальным банком стоят еще две важные задачи: дедолларизация нашей экономики, переход к инфляционному таргетированию. Они должны стать составляющими новой экономической политики «Нурлы жол». Кризисы долгими не бывают. И этот кризис пройдет», - отметил Нурсултан Назарбаев.
Лишь бы пронесло…
Вообще, в любом деле, особенно в экономике, нужно держать ухо востро. Как многие из вас помнят, на одном из саммитов в России председатель Сбербанка Герман Греф говорил об игнорировании экономических законов. Но про речь Грефа давно забыли, и сейчас на российском рынке происходит фирменный обвал национальной валюты. Причем обвал, который, судя по всему, теперь уже не остановить.
Кстати, это в полной мере касается и социальных обязательств правительства Казахстана перед населением. Да, президент четко и внятно заявил, что государство все свои обязательства выполнит.
Так вот, за период первого полугодия 2014 года объем трансфертов из Национального фонда РК в структуре доходов госбюджета увеличился с 25,8% до отметки 34,2%. За первые шесть месяцев госбюджет вырос на 19,7%, что составило 612 млрд тенге, и достиг 3 трлн 760 млрд тенге. Порядка 97% от этого прироста связано с прибылью от нефтяного сектора РК.
Вот как раз здесь и самая большая загвоздка.
Так, утром 17 декабря фьючерсы на североморскую нефть марки Brent понизились до 59,39 доллара, что на 62 цента меньше, чем во вторник. Фьючерсы американской марки WTI подешевели до 54,82 доллара за баррель. По сравнению с летом 2014 года цены на нефть снизились почти вдвое. В Организации стран - экспортеров нефти ОПЕК продолжаются разногласия по поводу того, как реагировать на бум производства сланцевой нефти в США. Эксперты предполагают, что в новом году на мировых рынках будет наблюдаться значительный переизбыток сырой нефти.
Из всего написанного выводы для Казахстана не самые оптимистичные. Цена на нефть будет падать, значит, вместе с ними упадут и нефтяные доходы. И не только в 2014 году, но и в 2015-м, возможно, в 2016-м. Сложно сказать.
Да, у Казахстана есть мощный валютный резерв. Но и он из-за новой экономической политики будет постепенно уменьшаться. На сегодняшний день речь идет о ежегодном трансфере из Нацфонда 3 млрд долларов. Но в кризис может потребоваться и больше, значительно больше средств.
Но об этом пока говорить не будут. Люди могут не понять.
Поэтому, как мне представляется, государство будет исполнять уже имеющиеся социальные обязательства. По большому счету в том виде и объемах, в которых они сейчас имеются, власти их могут исполнять годами. Инфляцию никто не отменял, и за счет нее бюджет можно наполнить. Как это происходит в России. Для сведения: бюджет России на самом деле забит под завязку рублями. Но обесцененными рублями. И их может быть даже больше, чем в прошлом году. И профицит обеспечивается именно обесцененными рублями. Примерно так может мыслить и казахстанское правительство. Но для начала нужно провести девальвацию. Тогда и денег будет больше, но обесцененных. И обязательства выполним, и все иное.
Поэтому сейчас все в Казахстане, наблюдая за событиями на финансовом рынке России, думают лишь об одном: лишь бы пронесло…
Как в мышеловке
Сейчас Казахстан оказался в мышеловке. Если провести девальвацию, а она, судя по всему, напрашивается из-за событий на финансовом рынке России, Кыргызстана и Узбекистана, то выполнять социальные обязательства станет легче. Все очень просто. Запускаем инфляцию, определяем, как всегда, параметры, а так как за все время падения российского рубля она накопленная, могут случиться социальные потрясения. Если удачно выйти из этих потрясений, тогда власти получат большую дозу тенге, но уже в виде инфляционных сливок. Наполним бюджет, будет тогда и профицит, и исполнение социальных обязательств. Но есть одно «но». Тенге будет обесцененным, и условные 30 тыс. тенге должны превратиться в реальные 15 или 20 тыс., как получится. В случае заморозки социальных выплат такие соцобязательства можно выполнять бесконечно долго. Правда, жить многим казахстанцам станет намного сложнее.
Можно пойти и по другому пути. Провести девальвацию и одновременно повысить социальные выплаты на размер девальвации. Тогда даже инфляционных сливок не хватит, чтобы власти выполнили свои социальные обязательства. Нужно будет напечатать новые деньги, тем самым подстегнув инфляцию и уже обесценив повышенные пенсии и пособия.
При первом варианте новые деньги печатать не нужно, что уже хорошо, но уровень жизни опустится как минимум на размер определенной властями девальвации. При втором варианте новые деньги напечатать придется, что уже само по себе опасно. Процесс можно упустить из-под контроля.
Но есть и третий путь. Не проводить девальвацию.
Сейчас тенге окреп по отношению к российскому рублю процентов на 35-40, будет и дальше крепчать, если… Если ввести таможню на границе с Россией, отказаться от Таможенного союза, Евразийского экономического союза и любых интеграционных процессов с участием России. Ведь именно она с начала текущего года выступает в качестве инфляционного стимулятора.
В этом случае выполнять социальные обязательства будет труднее, но честнее. То есть казахстанцы, как мне представляется, согласятся на заморозку социальных выплат, если покупательская способность их будет расти. Автоматически будет расти жизненный уровень казахстанцев, так как тренд падения российской валюты, что бы там не говорили Путин, Улюкаев или Набиулина, долгосрочный и непредсказуемый. Значит, укрепление тенге по отношению к рублю будет долгосрочным и непредсказуемым.
А теперь о степени возможности того или иного варианта.
Как мне кажется, власти не станут рисковать и не проводить девальвацию. И в России, и в Узбекистане, и в Кыргызстане девальвации в той или иной степени уже проведены. Значит, их валюты по отношению к тенге ослабли, а экспортеры уже получили преимущества перед казахстанскими экспортерами.
Первый вариант опасен, так как в Казахстане нет никакого «крымнаш», и других непонятных здравому смыслу идей, которые позволяют населению терпеть какие-то временные лишения. Второй вариант бесперспективен, так как власти не пойдут на полную компенсацию размера девальвации. Нет никакого смысла. Значит, будет избран промежуточный вариант, а именно - девальвация, и рост социальных выплат ниже, чем уровень девальвации. Ничего хорошего это нам не сулит, но, как ни крути, это единственный оптимальный для властей вариант.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.