Банки не исполняют решение суда

Адвокаты считают, что прокуратура бездействует

Общественные деятели и адвокаты выступают за внесение изменений в Закон РК «О банках и банковской деятельности». Они требуют, чтобы банки не брали в залог имущество лиц, которые не являются заемщиками. Также они обвиняют банки в самоуправстве, а госорганы в бездействии. Об этом сообщает корреспондент делового портала Kapital.kz.

На пресс-конференции в Алматы один из предпринимателей Василий Айрапетян поделился со СМИ своей историей. В 2008 году его родственник г-н Калиев попросил предоставить в залог кафе г-на Айрапетян. Залог требовался для оформления кредита на сумму более 30 млн тенге. Как выяснилось позже, кредит оказался не по силам г-ну Калиеву, а отвечать по займу своим залоговым кафе пришлось г-ну Айрапетян. «Насколько мне известно, со слов г-на Калиева, он первую часть транша выплатил банку, может быть давал банку какой-то откат, и, вроде бы, получил и второй транш. Этих денег я не видел, знаю лишь, что он выплачивал этот кредит. Вскоре, г-н Калиев исчез…», - подчеркивает Василий Айрапетян.   

Адвокат г-на Айрапетян Айман Умарова пояснила, что банком без ведома залогодателя г-на Айрапетян было принято решение выставить залоговое кафе на продажу. «Банк должен был уведомить залогодателя о продаже кафе, потому что у него есть право преимущественной покупки. Но никаких уведомлений от банка Василий Айрапетян не получал. То есть мой клиент узнал о том, что кафе является собственностью банка, даже не зная о торгах», - отметила адвокат.

Как выяснилось, в настоящее время банк незаконно удерживает залоговое имущество и не впускает туда его собственника. И это несмотря на то, что г-н Айрапетян выиграл как апелляционный, так и кассационный суды. «Право на взыскание банком залога отменено. Так, проведенные 8 июня 2013 года торги по продаже залогового имущества были  признаны недействительными», - отметила адвокат г-на Айрапетян Айман Умарова. 

Валерия Смирнова, которая является доверенным лицом г-на Айрапетян, рассказала, как действовали представители банка. «18 июля мне позвонили работники кафе и сообщили, что приехал какой-то неизвестный мужчина в сопровождении группы мужчин и требует, чтобы кафе освободили. Но на тот момент уже было вынесено решение суда, в котором говорилось, что суд отказал банку на взыскание залога. Я созвонилась с человеком, который приехал в кафе, чтобы выяснить на каком основании он просит сотрудников кафе освободить помещение? Он ответил, что он управляющий директор того банка, в котором заложено кафе. То есть этот сотрудник банка не пожалел времени, чтобы приехать из головного офиса банка из Алматы в Каскелен в 19.00. Он кричал и угрожал, что позвонит какому-то Кайрату… Видео, где он выгоняет работников кафе, есть», - сообщила Валерия Смирнова.

При этом она пояснила, что даже участковый не может воздействовать на ситуацию. «Эти мужчины (управляющий директор банка и его сопровождающие – Kapital.kz) сломали замки в кафе, при этом присутствовал какой-то человек в форме. Когда я узнавала в правоохранительных органах, был ли тот человек в форме участковым, там сказали, что участковые в это кафе не приезжали. Касательно этих действий мы написали жалобу в РОВД, прокуратуру по факту самоуправства. К тому же каждый вторник в течение двух месяцев я ходила на прием к прокурору Карасайского района – это было его приемное время для граждан. Но мне не удалось попасть к нему. Когда в кафе приезжал участковый, то его вообще не впустили на территорию кафе. Внутри кафе находится охрана, нанятая, вероятно, банком. У нас на руках уже есть решение суда о том, что банку отказали в выселении из залогового кафе. Также справка, где банк числится как собственник кафе, признана недействительной. Эта справка была аннулирована в органах юстиции. Г-н Айрапетян выиграл уже и апелляционный и кассационный суды, но охрана продолжает не впускать в кафе никого. Куда бы мы не обращались, мы нигде не можем найти поддержки, несмотря на то, что есть решение суда, то есть налицо факт самоуправства», - подчеркивает Валерия Смирнова.

Адвокат и доверенное лицо г-на Айрапетян предполагают, что такая ситуация с залогом разворачивается таким образом, так как залоговое кафе кого-то заинтересовало. К тому же, по их мнению, разница между оценочной и рыночной стоимостью данного заведения может доходить до 200 тыс. долларов. «Кто-то лично заинтересован в получении кафе в собственность. Когда мы обращаемся в госорганы нам так и сказали, что, по их мнению, «кафе кому-то понравилось и его у вас забирают, несмотря на то, что вы правы», - сообщила Валерия Смирнова.

Айман Умарова также сетует на беззаконие, которое творится. «Создается такое впечатление, что сотрудники банков – это неприкасаемые личности и прокуратура не справляется с действиями банкиров. То есть за банкирами, возможно, стоят какие-то люди», - считает г-жа Умарова.

Можно было бы предположить, что залогодатель не хочет выполнять свои обязательства перед банком. Но это не так, г-н Айрапетян готов реализовать залог и расплатиться с банком, но на законных условиях и имея точную информацию по сумме задолженности перед банком г-на Калиева. Так, г-н Айрапетян отмечает, что из 30 млн тенге, какая то часть долга, скорее всего, все-таки могла быть погашена.

«Г-на Калиева, который является заемщиком, никто не ищет. Мы готовы продать кафе и рассчитаться с банком. Но банк не дает нам этого сделать. Банк оценил кафе на небольшую сумму, видимо, присмотрел какого-то клиента… Были прецеденты, когда какой-то потенциальный покупатель присматривался к кафе», - отметил г-н Айрапетян.

Валерия Смирнова также возмущена, почему банк изначально не требует погашения кредита именно от заемщика. «Когда приходил менеджер банка, то я задала вопрос: почему банк не ищет заемщика, почему не обращает взыскание на его имущество? У меня есть аудиозапись нашего разговора, на которой зафиксировано, что сказал менеджер. Он ответил: «а нам пофигу на заемщика, у нас есть залог, поэтому нам не нужен заемщик. Мы забираем залог и все», - прокомментировала она.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤