Кто покупает государственное имущество?
Для того чтобы обнародовать итоги торгов, необходимо согласие покупателяВ Казахстане уже началась вторая волна приватизации, однако нигде нет данных о новых владельцах госсобственности. В Комитете связи и информации пояснили: кем конкретно куплен объект можно узнать у продавца, но необходимо согласие покупателя. Причем это согласие должно быть зафиксировано договором купли-продажи, передает корреспондент делового портала Kapital.kz.
На веб-портале реестра государственного имущества, где находится электронная торговая площадка, отдельно публикуется информация об итогах продаж с указанием наименования объекта, стартовой, продажной цены, региона и типа лица.
В настоящее время прорабатывается вопрос о получении согласия от победителей на публикацию имени и фамилии, либо названия компании.
Оценка объектов проводится в соответствии с законом «Об оценочной деятельности» профессиональными оценщиками.
Оценщиков на конкурсной основе выбирает продавец. Отчет об оценке представляется в комиссию по приватизации (продаже) и защищается перед этой комиссией. Защита состоит в обосновании примененных методов оценки, их весовых значений и независимого мнения оценщика по стоимости объекта. Окончательное решение по стартовой цене объекта принимается комиссией.
В целом, вторая волна приватизации должна сократить государственное участие в бизнесе. Государственные предприятия являются конкурентами частного бизнеса. При этом конкурентами, поддерживаемыми средствами бюджета, тогда как частный бизнес, работая на том же рынке, выживает сам и зачастую, не выдерживает такой конкуренции. Приватизация – передача в частные руки государственных предприятий, призвана ликвидировать неравную конкуренцию в тех сферах, где работает частный бизнес.
Частный бизнес эффективнее потому, что он имеет возможность быстро реагировать на изменение экономической обстановки, тогда как государственные предприятия следуют утвержденным планам развития.
Принятие любого решения сопряжено с необходимостью его согласования с органами управления и акционером, что само по себе является правильным, но по времени затяжным. Невозможность самостоятельного принятия решения значительно сказывается на эффективности экономической деятельности государственного предприятия. Кроме этого, зачастую получая госзаказ, предприятие вообще может быть не заинтересовано, например, менять ассортимент продукции, его качество, искать пути совершенствования технологий и другие параметры. Государственные предприятия дополнительные доходы должно отдавать в бюджет, что также негативно влияет на его коммерческую инициативу.
Средства от продажи республиканской собственности поступают в республиканский бюджет, от продажи коммунальной собственности в областные бюджеты, от продажи собственности национальных холдингов и компаний – соответственно в эти компании.
Ранее депутат Нурлан Жазылбеков заявлял, что 43 объекта приватизированы без широкого освещения. По его словам, прозрачность проведения второй волны приватизации вызывает озабоченность.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.