Комитет по финнадзору останется в структуре Нацбанка

Аналитики предположили, что в комитете могут произойти перестановки

Решение о ликвидации Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (КФН), которое регулятор обнародовал 16 мая 2014 года, не было ошеломляющим. Впервые активно вопрос объединения Нацбанка РК и тогда еще Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) стал подниматься через два года после начала мирового финансового кризиса.

Тогда основным аргументом в пользу объединения был, по мнению тогда еще занимавшего пост главы ФНБ «Самрук-Казына» Кайрата Келимбетова «недостаточный профессионализм сотрудников АФН». В 2009 году Келимбетов выступил за передачу функций финансового надзора Нацбанку. При этом он уточнил, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил подготовить концепцию, как будет выглядеть финансовая система в государстве после кризиса. В первую очередь предполагалось рассмотреть именно идею объединения Нацбанка и АФН.

Позже, в 2010 году Келимбетов еще раз озвучил свое видение. «Считаю, что главным уроком (мирового финансового кризиса – Kapital.kz) является реформирование регуляторов. Я призываю правительство и финрегуляторов нашей страны еще раз задуматься над тем, что лучше иметь один сильный регулятор, чем два не очень сильных», - отметил Келимбетов.

Тогда он напомнил, что модель отдельного регулятора и отдельного Центробанка была заимствована Казахстаном из британской модели. «Недавно Британия вернулась к старой модели, и важность сосредоточения регулирования на макро и микроуровнях в бытовой аналогии приблизительно похоже на то, что нужно видеть не только проблемы деревьев, но нужно видеть, какова ситуация в целом в лесу», - сообщил он.

В 2011 году тогда еще занимавшая пост глава АФН Елена Бахмутова (а ныне заместитель председателя правления ФНБ «Самрук-Казына») назвала идею объединения эффектной, но неэффективной. «Я сравнила бы это с косметической операцией – со стороны красиво, а польза для организма весьма сомнительна. Надзорная культура, как и любая культура, не возникает по мановению волшебной палочки. Она прививается настойчиво, кропотливо, трудом и опытом многих людей», - отметила тогда Бахмутова.

Высказывались разные мнения по поводу объединения двух финструктур. Спикеры выделяли тот момент, что при разграничении функций АФН и Нацбанка каждая из структур могла бы более детально подходить к проблемам сектора. В настоящее время КФН, помимо Комитета по защите прав потребителей финансовых услуг Нацбанка РК, также является ведомством Нацбанка РК. В 2011 году функции и полномочия АФН были переданы Нацбанку и АФН было переименовано в КФН. После этой инициативы наибольшая часть финансовой информации стала отражаться на сайте Нацбанка РК. В 2014 году КФН еще глубже будет интегрироваться в деятельность центрального аппарата Нацбанка РК.

«Предполагаем, что КФН станет одним из департаментов Нацбанка РК. При этом комитет сохранит свои прежние функции. Как нам кажется, после ликвидации КФН штат не будет сокращаться. Но мы не исключаем, что могут возникнуть определенные перестановки в КФН. В долгосрочной перспективе есть вероятность, что Нацбанк может переехать в Астану», - отметила в интервью Kapital.kz ведущий аналитик «BCC Invest» Наина Романова

Глава «Нурбанка» Кантар Орынбаев не исключает, что количество сотрудников КФН может уменьшиться. «Как мне кажется, после того как КФН глубже вольется в структуру Нацбанка РК, его функциями боле плотно будет заниматься Нацбанк. Инициатива по поводу ликвидации КФН не окажет особого влияния, как на игроков финансового рынка, так и на потребителей финансовых услуг. Думаю, что процесс сокращения штата комитета все-таки может начаться. Когда организации объединяются, то всегда как минимум происходит сокращение обслуживающего персонала, например IT-специалистов», - считает банкир.

На финансовом рынке процесс консолидации с каждым годом только набирает обороты. Президент РК после рассмотрения отчета Нацбанка по итогам 2012 года поручил Нацбанку совместно с правительством выработать предложения о создании централизованной системы обслуживания платежных карточек на базе единого оператора. В настоящее время обсуждается вопрос создания Единого процессингового центра (ЕПЦ). Будет ли создан ЕПЦ пока точно не известно. Ранее банкиры предполагали, что процесс создания ЕПЦ может быть завершен к 2015-2016 году.

В 2013 году за неэффективное управление пенсионными активами пенсионные фонды лишились своей роли по привлечению вкладчиков и права аккумулировать пенсионные активы. В итоге, был создан Едины накопительный пенсионный фонд. В 2013 году правила игры на брокерском рынке стали более жесткими. Регулятор принял решение более чем в 2 раза повысить требования к капиталу брокеров. Если до 2013 года минимальный уставный капитал брокерских компаний должен был быть не менее 140 тыс. месячных расчетных показателей (МРП), то в 2013 году данная планка была увеличена до 400 тыс. МРП.

В середине апреля 2014 года глава Нацбанка Кайрат Келимбетов заявил, что к 2019 году требование к минимальному собственному капиталу для банков может быть повышено с 10 млрд. тенге до 100 млрд. тенге. На начало апреля до планки в 100 млрд. тенге дотягивает лишь 5 банков.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤