Банки готовятся к спросу на безналичные платежи
За год число POS-терминалов выросло в РК в 1,5 разаБанковский сектор готовится к активизации спроса на безналичные платежи. За последний год количество Pos-терминалов в Казахстане увеличилось в полтора раза, а банковских киосков в два раза, подсчитал Ranking.kz.
Рынок безналичных платежей в ожидании галопирующего роста. В 2013 году банковский сектор активно инвестировал в инфраструктуру удаленного обслуживания. За год число банков, предлагающих интернет-банкинг, возросло с 12 до 25. Мобильный банкинг предлагают на своих сайтах уже 9 финансовых институтов (годом ранее было 6 банков). Число банковских киосков за год (ноябрь 2012-2013) увеличилось в два раза до 3,5 тыс. Для жителей крупных городов Казахстана фактически реализован современный концепт банковской системы «банк всегда под рукой».
Сформировалась и внушительная аудитория потенциальных пользователей безналичной формой оплаты. Всего в обращении более 15,1 млн. платежных карточек (годовой рост свыше 25%). В ноябре использовали более 6,2 млн. карт. Для сравнения, число официально зарегистрированных наемных работников в Казахстане около 6 млн.
Инфраструктуру безналичной формы оплаты активно осваивает торговый сектор. Число торговых предприятий, принимающих платежные карты, за ноябрь 2012-2013 возросло в полтора раза, до 21 тысячи. Парк POS-терминалов увеличился на 37% до 44 тыс.
При очевидных преимуществах удаленного банковского обслуживания и электронной торговли (минимальные трудозатраты и экономия времени), безналичные платежи недооценены населением. Если объем снятия наличных через платежные карточки в ноябре составил 472 млрд. тенге, то объем безналичных платежей зафиксирован на уровне 70 млрд. тенге.
Доля «безнала» в обороте денежных операций по платежным картам немногим превышает 13%. В среднем по Казахстану вес безналичного платежа на одну платежную карту в ноябре составил 11,3 тыс. тенге. За год показатель увеличился всего на 410 тенге. Для сравнения, среднемесячная зарплата за этот же период выросла на 6,4 тыс. тенге, до 107,3 тыс.
Основная проблема низкого проникновения безнала в массы – боязнь технологичности, как со стороны населения, так и торговых предприятий (особенно в сегменте малого бизнеса и ИП).
Ожидаемо, что в текущем году банки будут увеличивать маркетинговые бюджеты на «финансовую грамотность» по использованию потенциала инфраструктуры удаленного банковского обслуживания и удобства безналичных платежей.
Массовое проникновение платежной инфраструктуры в торговые компании всех форматов значительно увеличат вес безналичных платежей в торговом обороте. На данном этапе, в многочисленных точках продаж, наличным деньгам нет альтернативы. В октябре 2013 года, объем безнала от общего объема розничной торговли и общепита, составил всего 15,5% (71 млрд. к 461 млрд. тенге).
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.