БРК расстался с проблемными проектами
Инвестиционный фонд Казахстана помог снизить нагрузкуПока политики и экономисты мира продолжают обсуждать, закончился ли финансовый кризис или ждать нового, Казахстан продолжает набирать обороты по индустриализации экономики. Недавно было объявлено, что правительство работает над программой второй «пятилетки» индустриализации. Вместе с тем, успех главной государственной экономической программы напрямую зависит от здоровья банков, предоставляющих кредиты на развитие бизнеса. Однако по статистике Национального банка РК, доля неработающих займов в экономике составляет 36%. В отличие от показания градусника, данный показатель по доле «токсичных кредитов» отражает незавидное здоровье казахстанского финансового сектора. О том, в чем проблема казахстанских заемщиков и какие меры предпринимает Банк развития Казахстана (БРК) рассказал заместитель председателя правления БРК Миржан Каракулов.
- Весной экс-глава Национального банка Григорий Марченко сообщил, что объем неработающих займов в банковской системе страны составил 35,5%, что немало. И при этом, банки якобы не торопятся расставаться с проблемными займами и передавать их в фонд проблемных кредитов. Как с этим обстоят дела в БРК?
- В целом, на сегодня показатель в БРК ниже так называемой «средней температуры по палате». Порядка трети клиентов банка испытывают сложности с погашением займов. Эти займы накопились в банке за 12 лет работы. То есть, хорошие займы погашались, рефинансировались другими финансовыми институтами и уходили, а проблемные оставались.
При этом следует отметить, что ниша работы БРК отличается от ниши банков второго уровня. БРК специализируется на финансировании долгосрочных проектов, реализуемых «с нуля». Средний срок займов около 10 лет. Риски таких проектов выше, чем в коротких займах на пополнение оборотных средств или торговые операции.
В целом, мы стараемся больше фокусироваться на крупных проектах инфраструктуры и несырьевого сектора экономики. При этом, после того как проекты становятся привлекательными для банков второго уровня, они передаются банком в коммерческую среду. Так, на сегодня БРК передал коммерческим банкам высококачественные проекты на сумму порядка 600 млн. долларов.
Что касается «расставания» с проблемными проектами, то это международная практика, которая позволяет очищать банки, и тем самым, поддерживать темпы финансирования экономик. К сожалению, БРК выпал из тех законодательных инициатив регулятора, который создавал механизмы очистки балансов банков второго уровня в 2011 году. Сейчас мы проходим этот путь самостоятельно. Планируем в ближайшее время передать основную массу неработающих займов в другую организацию, которая будет специализироваться на работе с ними и имеет для этого необходимый инструментарий.
- Наверное, одна из последних, широко обсуждаемых новостей о передаче БРК «неработающих» активов в Инвестиционный фонд Казахстана (ИФК) была об этом.
Действительно, в конце июля текущего года БРК выпустил официальное сообщение о том, что уполномоченным органом банка было принято решение о передаче проблемных кредитов в АО «Инвестиционный Фонд Казахстана» (ИФК). Это порядка 650 млн. долларов или около 100 млрд. тенге выданных БРК кредитов и начисленные на эту сумму проценты и пени. Вы правы, к обсуждению новости подключились многие СМИ, эксперты - кто-то одобрял это решение, кому-то оно показалось неэффективным. Поэтому хотел еще раз отметить, что передача проектов направлена на очищение баланса БРК и использование возможностей и инструментария ИФК для реанимации либо реструктуризации производств. Данная работа проводится в контакте с общей политикой государства по очистке балансов банков, а подходы в данном направлении были одобрены Государственной комиссией по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан.
- Почему было принято решение о передаче проектов именно в ИФК?
- С учетом приоритетности инвестиционной направленности деятельности БРК, вполне логично закрепление полномочий по проведению мероприятий по возврату средств в рамках проблемных проектов обособленному институту, имеющему широкий спектр полномочий в данном направлении. В частности, в отличие от банковской структуры, инвестиционный фонд имеет больше возможностей по вхождению в капитал и получению контроля над производственными активами с целью последующего оздоровления. У ИФК есть отработанные механизмы управления предприятием через совет директоров, адаптированная система мониторинга и расчета прибылей, определенные рычаги воздействия на кризисные ситуации. Все это и является тем необходимым «арсеналом», который позволит эффективно справляться с задачей по оздоровлению проблемных проектов.
Кроме того, немаловажный фактор то, что ИФК, так же как и БРК является 100% государственной организацией. Это значит, что тем заемщикам, которые должны вернуть кредиты государству, не будет прощено ни копейки из выделенных денег. Все кредиты будут востребованы с них государством, только уже в лице не БРК, а ИФК, который, надеемся, с этим лучше справится.
В данном случае, БРК остается основной инвестиционной рукой государства, обеспечивающей финансовые потребности вновь создаваемых предприятий, в том числе в рамках программы индустриализации.
- Каких результатов от передачи пула проблемных проектов в ИФК вы ожидаете в итоге достичь?
- Наша основная цель – оздоровление и запуск простаивающих предприятий, и максимизация возвратности кредитов. Инвестиционный фонд может применять более широкий инструментарий при работе с проблемными займами по причине отсутствия некоторых законодательных рамок и требований. Эти ограничения «де юре» существенно сужали полномочия БРК «де факто» в этом вопросе. В итоге, все это позволит ускорить процедуру взыскания и оздоровления инвестиционных проектов. В будущем на базе ИФК может быть создан фонд стрессовых активов промышленного сектора.
- Но тогда получается, что БРК может только выдавать деньги, а обратно «выбивать» не имеет возможности? Расскажите, какую работу на сегодняшний день банк проводил самостоятельно в этом направлении?
- Банк ведет активную работу по каждому проблемному проекту, определяет антикризисную программу по реструктуризации кредита, по поиску потребителей для заемщиков – подобный опыт позволяет нам в дальнейшем еще тщательнее подходить к структурированию новых сделок.
Сегодняшняя ситуация с нашим проблемным портфелем - это объективная реальность, которая существует не только в БРК, но и в любом другом банке, как в стране, так и за ее пределами. Только с августа 2010 года по настоящий момент в интересах БРК в суд было подано 64 исковых заявления, из них по 44 имеются соответствующие судебные акты в пользу банка. По обращениям БРК возбуждено 3 уголовных дела, по одному проекту виновный осужден. Данные подходы свидетельствует о твердом намерении БРК отстаивать интересы государства любыми законными способами.
Кроме того, банком были подписаны соглашения о реструктуризации задолженности, и ряд проектов был включен в
Программы посткризисного восстановления (оздоровления) конкурентоспособных предприятий и Дорожная карта бизнеса – 2020.
В результате, БРК достигнуты договоренности о реструктуризации займов на сумму более 550 млн. долларов, взыскано около 100 млн. долларов долгов, получены дополнительные залоги на сумму 62 млн. долларов. Реструктуризация нескольких проектов позволила им выйти из категории проблемных.
Вместе с тем, следует отметить, что имеющееся сегодня в стране законодательство о банкротстве в значительной степени защищает заемщиков. Ясно, что это сделано для защиты от рейдерства. Но в то же время, эти нормы позволяют недобросовестным заемщикам годами не возвращать кредиты, а прохождение кредиторами всех судебных и прочих инстанций занимает 2 и более лет. На практике БРК есть проекты, судебные тяжбы по которым идут по 3 года, и банк ничего не может с этим поделать, таков закон. Сейчас, в рамках разработки изменений в законодательство о реабилитации и банкротстве БРК были даны предложения, которые помогут снизить риски невозвратности кредитов в будущем. Наши специалисты входят в соответствующие рабочие группы по законодательным инициативам.
- Что является основной причиной перехода проектов в категорию «проблемных»?
- В категорию «проблемных» проекты попадают по разным объективным и субъективным причинам. Однако в основном, это макроэкономическая нестабильность, уменьшение ликвидности банков второго уровня и иных финансовых организаций, в конечном итоге оказавших негативное воздействие на финансовую состоятельность некоторых компаний, которые были ранее профинансированы БРК. Как следствие, заемщики не исполняют принятые обязательства по погашению задолженности, своевременному запуску предприятий, представлению дополнительного обеспечения вследствие снижения стоимости залогового обеспечения, неблагоприятной рыночной конъюнктуры, отсутствия у бизнеса собственного капитала. В свою очередь данные обстоятельства влекут за собой для БРК такие негативные последствия как признание инвестиционных проектов проблемными, формирование провизий (резервов), ухудшение качества кредитного портфеля и структуры активов в целом.
Как вы понимаете, финансируя проекты «с нуля» (из 72 проектов введенных в эксплуатацию – 66% гринфилд-проекты), мы тем самым принимаем на себя большую часть рисков, и не удивительно, что среди 180 профинансированных проектов и экспортных операций есть проекты, попавшие в разряд проблемных.
- В пост-кризисные годы проблемный портфель все-таки стал занимать существенную долю в активах БРК. Как это влияет на его основную деятельность - привлечение иностранных инвестиций и финансирование проектов?
- Следует отметить, что «проблемные» займы в общих активах банка составляют около 15%. БРК, будучи активным эмитентом на международных финансовых рынках и работая в достаточно рисковой нише проектов, поддерживает достаточный уровень качества активов и их ликвидности для обеспечения комфорта инвесторов и, соответственно, привлечения средств по выгодной цене.
Например, с 2009 года банк привлек более чем 1,53 млрд. долларов зарубежных инвестиций для финансирования крупных стратегических проектов на привлекательных условиях. Это, в свою очередь, позволило поддержать возможность кредитования инфраструктурных и промышленных проектов на должном уровне в качестве государственного института развития. Также в 2012 году БРК осуществил ряд успешных выпусков международных долговых обязательств, в числе которых следует отметить выпуск в июле 2012 года исламских облигаций Сукук «Аль-Мурабаха» на сумму 240 млн. малазийских ринггитов.
Банк стал первым эмитентом на постсоветском пространстве, успешно осуществившим сделку по выпуску исламских ценных бумаг в соответствии с нормами и принципами Шариата. Это значительно укрепило авторитет РК в исламском инвестиционном сообществе. Позже, в декабре 2012 года БРК успешно завершил международное размещение еврооблигаций на сумму 1 млрд. долларов со сроком погашения 10 лет. Данная сделка стала самым крупным выпуском в рамках одного транша среди казахстанских банков.
Подтверждением успешной реализации поставленных задач, а также оказываемого доверия инвесторами банку, является установление и поддержание международными рейтинговыми агентствами на протяжении всей его деятельности кредитных рейтингов на самом высоком уровне среди казахстанских компаний и финансовых институтов.
В прошлом году БРК одобрил к финансированию новые проекты стоимостью 2,3 млрд. долларов. К тому же ссудный портфель банка с начала прошлого года увеличился на 18%, составив 3,1 млрд. долларов.
Также, на мой взгляд, стоит отметить, что наметилась тенденция на повышение качества ссудного портфеля. Так, отношение сформированных провизий к ссудному портфелю на начало 2013 года составило 27,4%, тогда как, аналогичный показатель по банковскому сектору РК составил 34,4%. Если планы по очистке баланса реализуются в полной степени, то данный показатель сократится в 3 раза. Надеемся, что это приведет к тому, что БРК будет направлять все усилия на финансирование проектов, нужных для страны, в том числе в рамках государственной программы индустриализации.