Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Финансы
  3. Как в Казахстане развивают межбанковский QR

Как в Казахстане развивают межбанковский QR

На сегодня к системе присоединились уже шесть банков

Автор:
Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

Развитие межбанковского QR обсудили топ-менеджеры банков второго уровня (БВУ) во время панельной сессии «Межбанковский QR: новые реалии клиентского опыта», которая проходила во время Central Asia Fintech Summit в Алматы сегодня, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Отметим, что проект по межбанковскому QR находится на стадии пилота с сентября 2025 года, и среди первых, кто к нему присоединился – Банк ЦентрКредит, Freedom Bank, Home Credit Bank, а также Halyk Bank, Bank RBK и Altyn Bank.

О преимуществах для предпринимателей

«В нашем банке объем транзакций по QR в 2025 году составил более 2 млрд тенге, порядка 10% клиентов уже пользуются QR. Я думаю, что для предпринимателей это в первую очередь возможность масштабирования своего бизнеса, потому что спрос уже есть, и есть потребитель, который привык к оплате через QR. Дополнительно для банков и МСБ, помимо того, что увеличиваются объемы продаж – мы также видим цифровой след, какие объемы продаж проходят, какого товара. И, соответственно, можем предлагать предпринимателям для масштабирования бизнеса какие-то финансовые инструменты уже со стороны банка. Для предпринимателя также важно снизить свои косты (costs или расходы – Ред.), в том числе на эквайринг, и QR дает равные возможности практически всем банкам и всем участникам этого вида платежа», – говорит президент Банка ЦентрКредит Руслан Владимиров.

О трансграничных платежах

В Казахстане очень активно обсуждается вопрос трансграничных платежей, отмечает модератор этой панельной сессии, а также CIO Beeline Kazakhstan и эксперт по стратегиям в FinTech Агиис Конкабаева.

Она задала следующий вопрос председателю правления АО «Фридом Банк Казахстан» Гулфайруз Ахметовой: «По вашему мнению, этот пилот – межбанковский QR – c какой бы из стран нам как Казахстану было бы интересно пропилотировать?»

«У Казахстана есть все возможности быть проводником и центром единого QR всей Центральной Азии», – ответила Гулфайруз Ахметова. Она привела в пример Юго-Восточную Азию.

«Сингапур, Таиланд являются сейчас лидерами, у которых единый QR работает с 2017-2018 годов. И они уже спокойно работают со всеми своими клиентами. Это, во-первых, удобно для внутреннего рынка. Понятное дело, это очень удобно для людей, которые приезжают к нам. Это удобно для наших туристов. Потому что помимо того, что в Казахстане единый QR заберет всех наших внутренних клиентов (это полезно как для физлиц, так и юрлиц), но также – и по Центральной Азии. Мы похожи очень сильно по ментальности, у нас в принципе все проекты похожи. И конечно, нельзя забывать про Китай. Потому что мы понимаем, что они работают с QR – это WeChat, Alipay. Если мы будем работать с единым QR всей Центральной Азией и с Китаем, я думаю, это будет очень круто и полезно для нас всех», – считает председатель правления «Фридом Банк Казахстан».

О будущем

«Сейчас, я считаю, начинается совершенно новый этап для нашей страны – это формирование новой финансовой архитектуры, которую делает Национальная платежная корпорация совместно с нами (банками второго уровня – Ред.). И в будущем это могут быть не только банки – это и финтехи, и небанки, и необанки и так далее. Мы идем по примеру многих стран, которые уже давно внедрили единые межбанковские QR и платежи. Гульфайруз, мне понравилось, как вы сказали по поводу трансграничных QR-платежей. На самом деле мы видим здесь большое будущее, и перспективы этой системы безграничны. Поэтому мы закрепились в тройке тех, кто в первую очередь запустили данную технологию. И это только первый этап. Для нас открывается новый слой совершенно новых сервисов», – уверена управляющий директор МСБ Home Credit Bank Арина Лепихова.

О планах Национальной платежной корпорации

Национальная платежная корпорация (НПК) – это оператор ключевых национальных платежных систем и расчетный центр, который реализовывает стратегические инновационные проекты, напоминает модератор панельной сессии Агиис Конкабаева.

«Первый массовый проект, который объединил банки, это не только QR, но и переводы (по номеру телефона – Ред.), которые мы запустили в мае этого года. Вторым этапом у нас пошел QR. Здесь важно понимать, что мы начали именно с этих двух сервисов, потому что смотрим именно на клиентскую потребность», – делится председатель правления АО «Национальная платежная корпорация» Жанар Самаева.

Она обращает внимание, что до конца года ожидается подключение еще трех банков к проекту межбанковского QR.

«Теперь будем работать на масштабирование этого сервиса и конкретно – на создание инклюзивности. То есть важно, чтобы этот сервис был доступен абсолютно каждому в нашей стране», – обозначила спикер.

Жанар Самаева рассказала, как можно развивать сервис QR.

«Можно подключить разных участников. Мы сейчас как раз работаем над этим – это доказать интероперабельность QR не только между банками, в фиате (деньгах – Ред.), но и в криптовалюте. Мы сейчас проработали кейс совместно с БЦК и Bybit... Это если по расширению конкретно QR», – сказала председатель правления «Национальной платежной корпорации».

Если говорить про национальную платежную систему в целом, то НПК плотно взаимодействует с банками.

«Банки тоже нам подсказывают, потому что они работают конкретно с клиентами и знают их потребности, – объясняет Жанар Самаева. – Мы сейчас также работаем над важным, нужным сервисом – межбанковским request to pay. Потому что, когда мы покупаем что-то в онлайн-магазине, нам выставляют счет и спрашивают, какой у нас банк. А человек может не быть клиентом этого банка, и начинаются проблемы. Поэтому в следующем году мы уже точно предоставим сервис по межбанковскому request to pay – это еще больше «размоет» границы между банками».

Спикер рассказала и о регуляторных изменениях.

«Сейчас инициированы определенные поправки Национальным банком по обязательному подключению к межбанковскому QR. Здесь важно отметить, что это нужно банкам, не дожидаясь регуляторных изменений, мы работаем с банками параллельно и уже внедряем эти вещи. По моим прогнозам, все банки подключатся раньше (регуляторных изменений – Ред.)», – уверена председатель правления «Национальной платежной корпорации».

Управляющий директор АО «Народный банк Казахстана» Гульсум Душатова упомянула скорость расчетов при внедрении межбанковского QR.

«Этот тренд станет совершенно, абсолютно постоянным – что деньги хотят видеть онлайн. Все предприниматели хотят использовать их онлайн, не на следующий день или через два дня. Инфраструктура межбанковского QR это позволяет. Второе – это те планы, которые коллеги озвучили – по трансграничным переводам. Здесь я добавлю, что мы на самом деле уже на текущий момент имеем такой опыт с компанией WeChat. Принимая платежи от представителей азиатских республик, видно, что это в том числе очень сильно помогает бизнесу», – подчеркивает спикер.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в