Новый Налоговый кодекс: что ждёт бизнес и бюджет Казахстана
Специальные режимы, администрирование и ожидаемые результаты
В Казахстане одним из ключевых событий года уже сейчас можно назвать принятие давно обсуждаемого нового Налогового кодекса. Принять его удлось не сразу. Споры вызывали ставки, льготы, вопросы администрирования. И после принятия документа представители профильных государственных ведомств стали проводит встречи с бизнес-сообществом, отраслевыми ассоциациями для разъяснения норм документа. Например, недавно прошли встречи с представителями ращличных предприятий и организаций, экспертами на площадках Национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен», региональных акиматов и госорганов. Ряд таких встречи проходили с участием заместителя премьер-министра — министра национальной экономики Серика Жумангарина, председателя президиума палаты Раимбека Баталова, а также руководителей отраслевых объединений. Центральными темами обсуждений стали сокращение количества специальных налоговых режимов, изменения в администрировании и прогнозируемый эффект для бюджета.
Оптимизация специальных налоговых режимов
Одно из ключевых новшеств Налогового кодекса - это реформа специальных налоговых режимов (СНР). Их теперь не семь как было раньше, а только три. Первый - для самозанятых. Этот режим ориентирован на физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (ИП) и работников. Он доступен при ежемесячном доходе до 300 МРП и предполагает только уплату соцвзносов, которые составят четыре процента от дохода. Второй специальный режим - это СНР на основе упрощённой декларации. В этом случае сохраняется освобождение от НДС и социального налога. Применять этот СНР смогут компании с годовым оборотом до 600 тысяч месячных расчетных показателей (в этом году в пересчете это порядка 2,4 млрд тенге), при этом нет ограничений относительно количества работников. Исключение составят запрещённые виды деятельности. И последний - третий СНР ориентирован на фермеров и аграриев. Для этой категории упраздняется единый земельный налог. Вместо него вводится подоходный налог, ставка по которому составит 0,5% от валового дохода. При этом земельный налог для неиспользуемых сельхозугодий повышаются в 20–40 раз.
Новые правила администрирования
Вопросы администрирования неоднократно поднимались при обсуждении эффективности применения Налогового кодекса. Поэтому в принятом документе значительные корректировки затрагивают и администрирование. Это позволило сократить на треть налоговую отчетность, общее количество налогов урезали на 20%, вместе с тем пересмотрели льготы и сборы.
Кроме того, меняется порядок взыскания задолженностей. Сейчас санкции применяются при долге от шести месячных расчетных показателей (МРП), а в новом кодексе вводится дифференциация:
до 20 МРП — только уведомление;
20–45 МРП — ограничение операций по счетам;
свыше 45 МРП — возможное обращение взыскания на имущество.
Таким образом, небольшие просрочки не будут блокировать деятельность компаний, что особенно важно для малого бизнеса.
Правительственный акцент: бюджет развития
По оценкам правительства, новая система увеличит бюджетные поступления более чем на 3 трлн тенге ежегодно. Как отметил премьер-министр Олжас Бектенов, эти средства будут направлены на развитие инфраструктуры:
строительство дорог и железнодорожных линий;
модернизацию энергосетей и инженерных коммуникаций;
поддержку отечественных производителей и перерабатывающей промышленности;
укрепление транзитного и транспортного потенциала.
«Это позволит обеспечить устойчивый рост экономики, расширить налоговую базу и повысить доходы бюджета. А значит, государство сможет продолжать выполнять социальные обязательства», — подчеркнул глава правительства.
Бизнес о новых правилах
Предприниматели, в свою очередь, обозначили проблемные моменты:
Общественное питание. Вероника Даугалиева, руководитель отраслевой организации, предложила оставить право на вычет расходов по КПН для предпринимателей, работающих на упрощённой декларации.
Строительство. Виктор Микрюков, исполнительный директор Ассоциации застройщиков, выступил против практики аннулирования регистрации юрлиц. Он считает, что нужен прозрачный механизм ликвидации.
Малый ретейл. По словам депутатов и владельцев «магазинов у дома», действующий розничный налог в 4% слишком высок. Бизнес просит снизить ставку до 2%. Также озвучена проблема высоких банковских комиссий при мобильных переводах — до 5%, что напрямую бьёт по марже.
«Без корректировки розничного налога и учёта цифровизации может пострадать целый сегмент рынка — рабочие места, налоги и доступность товаров», — отметил депутат Айтуар Кошмамбетов.
Баланс интересов как ключевой фактор
Таким образом, новый Налоговый кодекс может стать крупнейшей реформой налоговой системы за последние годы. Для государства это источник дополнительных доходов и возможностей для инвестиций в развитие. Для бизнеса — снижение бюрократии, но вместе с тем новые вызовы в части налоговой нагрузки.
Успех реформы напрямую будет зависеть от того, насколько власти сумеют учесть интересы предпринимателей и найти баланс между потребностями бюджета и возможностями бизнеса.
Вызовы и направления развития
В течение двух лет в нашей стране растут бюджетные поступления. По данным официальных органов, в 2022-2024 годы доходы выросли на 34% и составили 27,1 трлн тенге, что эквивалентно 20,2% ВВП. Главным источником остаются налоговые поступления, они обеспечивают около трёх четвертей доходной части. Наибольшая доля – это НДС (на его долю приходится 28,3%), корпоративный подоходный налог (доля 26,6%) и индивидуальный подоходный налог (на него пришлось 11%). Дополняют структуру социальный налог (с долей 7,3%) и акцизы (доля 4,6%). Существенным источником остаются и трансферты из Национального фонда. Это отражает высокую зависимость от сырьевого сектора. Вместе с этим растут расходы казны. Если в 2022 году показатель составил 21,5 трлн тенге, в 2024 году – уже 30,3 трлн тенге. То есть рост составил почти 41%. Наибольшие вложения традиционно направлялись в социальную сферу: образование, социальную защиту, здравоохранение. Сопоставимые расходы приходились на транспорт и связь, ЖКХ и обслуживание государственного долга.
Но вместе с ростом доходов в абсолютных значениях фиксируется снижение доли налоговых поступлений в ВВП. Ранее заявлялось, что основными причинами являются ограниченный охват налогообложением ряда отраслей, избыточный объём льгот, высокий уровень теневой экономики и недостаточная эффективность администрирования. В итоге бюджет сталкивается с рисками недополучения средств, необходимых для реализации приоритетных государственных задач.
Этими факторами объясняют необходимость трансформации налогово-бюджетной политики. Цель реформ — укрепить фискальную устойчивость, повысить прозрачность системы и справедливость распределения налоговой нагрузки. Реализация этих мер должна обеспечить не только рост доходной базы бюджета, но и более эффективное использование ресурсов, что станет основой для долгосрочного социально-экономического развития страны.