Как меняется фискальная политика Казахстана
О новом векторе налогово-бюджетных отношений рассказала заместитель директора Центра фискальной политики Института экономических исследований Эльмира Осипова
Автор: заместитель директора Центра фискальной политики Института экономических исследований Эльмира Осипова
Как формируются государственные доходы и на что направляются бюджетные средства? Почему важно, чтобы налоги были справедливыми, а расходы – эффективными? Эти вопросы лежат в основе налогово-бюджетных отношений.
Налогово-бюджетные отношения являются основой финансовой системы государства. Доходы формируются за счет налогов, сборов и других поступлений, которые аккумулируются государством и направляются на финансирование ключевых сфер – образования, здравоохранения, социальной защиты, инфраструктуры и других общественно значимых направлений.
Справедливая налоговая система обеспечивает соразмерное распределение фискальной нагрузки между разными категориями налогоплательщиков, делая ее приемлемой и понятной для граждан и бизнеса. Эффективное использование бюджетных средств позволяет достигать ощутимых социально-экономических результатов – от повышения качества жизни людей до укрепления человеческого капитала и роста конкурентоспособности экономики.
В современных условиях фискальная политика Казахстана становится стратегическим инструментом экономической стабильности и устойчивого развития. В рамках масштабных реформ государство стремится выстроить систему, основанную на прозрачности, результативности и доверии.
Сегодня фискальная политика – это фундамент взаимоотношений между государством, обществом и бизнесом.
Каковы текущие тенденции в формировании доходов, распределении расходов и уровне фискальной эффективности в Казахстане?
За последние два года наблюдаются уверенные темпы роста доходов государственного бюджета Казахстана. С 2022 по 2024 год объем доходов увеличился на 34% – с 20,2 трлн тенге до 27,1 трлн тенге (20,2% от ВВП). Рост в абсолютных значениях отражает расширение фискальной базы и усиление налоговой дисциплины.
Основу доходной части бюджета стабильно формируют налоговые поступления, доля которых в среднем за 2022-2024 годы составила 73,9%.
Наиболее значимыми источниками выступают: НДС – 28,3%, КПН – 26,6%, ИПН – 11%, социальный налог – 7,3% и акцизы – 4,6%.
Вторым по объему источником доходов являются трансферты из Национального фонда, формируя в среднем 19,8% поступлений в республиканский бюджет. Это указывает на высокую зависимость текущих расходов от доходов сырьевого сектора. Прочие источники – неналоговые доходы (5,4%) и поступления от продажи основного капитала (0,9%).
Параллельно с ростом доходной базы увеличились и расходы бюджета. В 2022-2024 годах их объем вырос на 40,8% – с 21,5 трлн тенге (20,8% от ВВП) до 30,3 трлн тенге (22,6% от ВВП).
Значительная часть бюджетных средств была направлена на приоритеты в социальной сфере: образование (21,6%), социальную защиту (20,2%) и здравоохранение (9,1%). Сопоставимые доли приходились на жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и связь, а также обслуживание государственного долга – около 7% каждое. Порядка 6% расходов составили затраты на общее государственное управление, правопорядок и судебную систему. Оставшиеся 17,4% были распределены между другими направлениями – от обороны и культуры до экологии, аграрного сектора и промышленности.
Несмотря на рост бюджетных доходов в абсолютных значениях, в Казахстане усиливается тенденция снижения фискальной отдачи. Доля налоговых поступлений консолидированного бюджета в ВВП сократилась с 20,5% в 2022 году до 17,5% в 2024 году, что указывает на ослабление способности налоговой системы обеспечивать устойчивые поступления в бюджет по мере экономического роста.
Ключевые причины снижения фискальной отдачи связаны с узким охватом налогообложением отдельных секторов экономики, избыточным объемом налоговых льгот, высоким уровнем теневой деятельности, а также недостаточной эффективностью налогового администрирования.
В совокупности эти факторы ослабляют налоговую базу, снижают устойчивость поступлений, тем самым ограничивая возможности бюджета в реализации приоритетных государственных задач.
В международном сопоставлении Казахстан демонстрирует одну из самых низких налоговых нагрузок. Согласно отчету ОЭСР Revenue Statistics 2024, в 2023 году средний уровень налоговых поступлений в странах-членах ОЭСР составил 33,9% от ВВП. Лидируют Франция (43,8%) и Дания (43,4%), где налоговые системы обеспечивают устойчивое финансирование социальной защиты и развития инфраструктуры. В нижней части рейтинга – Мексика с показателем 17,7%, близким к уровню налоговой нагрузки в Казахстане (17,5%).
Каковы ключевые направления нового вектора налогово-бюджетных отношений Казахстана в условиях необходимости повышения фискальной устойчивости и эффективности использования государственных ресурсов?
На фоне усиливающегося давления на государственные финансы и возрастающего общественного запроса на справедливое и рациональное использование бюджетных ресурсов Казахстан инициирует системную трансформацию налогово-бюджетной политики.
На текущем этапе трансформации налогово-бюджетной политики Казахстана можно выделить три стратегических направления, формирующих ее новый вектор развития:
Налоговая реформа
Одной из центральных задач налоговой реформы становится обеспечение устойчивости бюджета за счет адаптации налоговой нагрузки к отраслевой специфике. В этой связи предусмотрено введение дифференцированных ставок КПН.
Для банковского сектора ставка повышается до 25%, за исключением операций по кредитованию субъектов МСБ, в отношении которых сохранена ставка 20%.
Аналогичный уровень в 25% устанавливается для доходов от игорной деятельности, включая залы игровых автоматов, тотализаторы и букмекерские конторы.
Базовая ставка КПН в 20% сохраняется для прочих налогоплательщиков, обеспечивая стабильность и предсказуемость налоговой среды.
Существенным шагом в укреплении фискальной базы стал пересмотр косвенного налогообложения: ставка НДС повышается с 12% до 16%, что позволит увеличить налоговые поступления без радикального изменения архитектуры налога.
Налоговая реформа стремится к построению более справедливой и сбалансированной модели налогообложения.
Так, для организаций социальной сферы (образование, здравоохранение) запланировано поэтапное повышение ставки КПН: до 5% с 2026 года и до 10% с 2027 года. Это отражает тенденцию к более справедливому распределению фискальной нагрузки с учетом потенциала отраслей.
Аграрный сектор продолжит использовать льготный режим: ставка КПН сохранена на уровне 3%. Для компенсации роста НДС увеличена доля налога, принимаемого к зачету, с 70% до 80%.
В целях поддержки здравоохранения и обеспечения доступности лекарств вводятся пониженные ставки НДС: 5% с 2026 года и 10% с 2027 года на реализацию медицинских изделий, препаратов и услуг. При этом сохраняется полное освобождение от НДС в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и обязательного медицинского страхования.
Реформа также включает введение прогрессивной шкалы ИПН: для физических лиц с годовым доходом свыше 8 500 МРП ставка составит 15%. Это усиливает перераспределительную функцию налогообложения и способствует социальной справедливости.
Одним из шагов по расширению налогового охвата стало снижение порога обязательной регистрации по НДС – с 20 000 до 10 000 МРП, что позволит включить в налоговое поле малый и микробизнес, повысить прозрачность оборотов и снизить объемы теневой деятельности.
Систематизация налоговых расходов
В 2025 году в Казахстане был принят новый Бюджетный кодекс, ставший важной вехой в развитии фискального управления страны. Документ закрепил на законодательном уровне понятие налоговых расходов – налоговых льгот, предоставляемых в целях стимулирования приоритетных отраслей экономики и поддержки отдельных категорий граждан.
Нововведением стало внедрение Аналитического отчета о налоговых расходах, ставшего обязательной частью бюджетного цикла. В его состав вошли три взаимодополняющих компонента:
- количественная оценка выпадающих доходов, позволяющая определить масштаб фискальных потерь от предоставленных льгот;
- качественная оценка целесообразности и результативности льгот, основанная на анализе достижимости их заявленных целей;
- оценка соответствия налоговых расходов стратегическим приоритетам государственной политики.
Внедрение оценки налоговых расходов означает сдвиг к управляемым и оценимым инструментам фискальной политики. Это позволяет повысить фискальную прозрачность, выявить и устранить дублирующие, неэффективные и избыточные льготы, а также перераспределить освобожденные ресурсы на более результативные направления, включая инвестиции в инфраструктуру и человеческий капитал.
Особенность казахстанской модели заключается в интеграции международных стандартов, в первую очередь, практик стран ОЭСР, где системная оценка налоговых расходов является неотъемлемой частью фискального планирования.
Таким образом, запуск в Казахстане системы учета и оценки налоговых расходов – это не просто административная реформа. Это стратегическое переосмысление роли налоговых льгот как элемента бюджетной политики, позволяющее выстраивать более устойчивую, ответственную и ориентированную на результат модель управления государственными финансами.
Контроль за внебюджетными потоками
Одной из важных проблем, мешающих укреплению финансовой устойчивости страны, остается разрозненное управление внебюджетными операциями, когда отдельные организации, выполняющие государственные функции, получают обязательные платежи от бизнеса и населения, но не перечисляют их напрямую в бюджет.
Такие платежи называются парафискальными – они обязательны по закону, но поступают в распоряжение юридических лиц, выполняющих важные для общества задачи, например в сфере образования, здравоохранения или регулирования рынков.
Новый Бюджетный кодекс предусматривает несколько ключевых шагов:
- обязательная отчетность государственных органов и акиматов о полученных внебюджетных средствах, включая имущество и другие ресурсы, переданные в пользу государства или региона;
- включение информации о таких поступлениях в годовой отчет по бюджету, что делает их более прозрачными и доступными для общественного контроля;
- создание единого перечня всех парафискальных платежей с указанием, кто и на каком основании их аккумулирует и насколько это оправдано.
Дополнительно будет проводиться анализ: насколько такие платежи соответствуют задачам, которые решают данные организации.
Все это – часть более широкой реформы, которая касается не только налогов, но и всего подхода к управлению государственными финансами.
Таким образом, Казахстан делает важный шаг к более открытому и ответственному управлению государственными средствами, приближаясь к лучшим международным стандартам.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.