Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Финансы
  3. Семь мифов о фондовом рынке

Семь мифов о фондовом рынке

Председатель правления «Сентрас Секьюритиз» Талгат Камаров рассказал, как компании могут привлечь средства через биржу

Фото: пресс-служба Сентрас Секьюритиз
Фото: пресс-служба Сентрас Секьюритиз

В феврале 2025 года на встрече с предпринимателями президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился к банкирам, напомнив им об их главном предназначении – кредитовании реального сектора экономики. Претензия вроде понятна – бизнесу нужно финансирование, чтобы развиваться. А если нет достаточного банковского кредитования, то нет и роста экономики. Но ведь есть же альтернатива – это фондовый рынок. Почему же предприниматели в большинстве своем не идут на него за деньгами, выпуская ценные бумаги? А мешают зачастую нашим бизнесменам мифы. Давайте разберем наиболее популярные вместе с Талгатом Камаровым, председателем правления инвестиционной компании «Сентрас Секьюритиз».

Миф №1: Выпуск ценных бумаг — это только для крупных компаний.

Это давно уже не так, потому что цель фондового рынка – обратить внимание не только на крупные компании, но и на небольшие, но растущие. Сегодня регулятор и биржи сознательно убрали все требования к размеру капитала эмитента, дав возможность выпускать ценные бумаги даже тем компаниям, срок существования которых менее одного года. Они могут пробовать свои силы на фондовом рынке, привлекая финансирование через выпуск облигаций. И инвесторам интересно вкладываться в молодые бизнесы, перспективные с точки зрения увеличения оборотов, прибыли, масштабирования. Казахстанский рынок сегодня благоприятствует старту средних компаний, желающих делать экспансию, увеличивать объемы производства, модернизироваться, расширять свое присутствие в регионах. Для решения всех этих задач, конечно же, нужны инвестиции и оборотные средства, которые как раз-таки можно получить на фондовом рынке.

Миф № 2: Это слишком дорого.

Для выпуска ценных бумаг компаниям, конечно, нужно пройти аудит, нанять финансового консультанта, оплатить услуги биржи, зарегистрировать проспект эмиссии. Но это не какие-то огромные деньги. Вполне можно уложиться в 5 млн тенге. При получении кредита в банке существуют сопоставимые комиссии за организацию займа, и процентная ставка там, скорее всего, будет выше. Например, безрисковая ставка по облигациям сегодня составляет порядка 15%, а для бизнеса быстрорастущего и высокомаржинального - от 20% и выше, в зависимости от уровня риска, денежных потоков и кредитного качества компании. Тогда как по банковским кредитам при сопоставимых ставках требуется залог, что в случае с выпуском ценных бумаг совсем необязательно. К тому же, если компания успешно погасила предыдущие выпуски облигаций, то к ней больше доверия, и, как правило, следующие эмиссии будут идти с меньшей процентной ставкой. Следовательно, занимать на фондовом рынке будет дешевле.

Если же говорить про выпуск и размещение акций, то здесь вместо долгового обязательства по возврату денег инвесторам в срок есть долгосрочное обязательство более высокого порядка: повысить стоимость компании через капитал. Продавая акции, вы приобретаете новых партнеров бизнеса в качестве акционеров, совладельцев. Это событие выводит эмитента на новый, более высокий уровень корпоративного управления. Теперь компания должна стать финансово прозрачной, больше информировать рынок и инвесторов, делиться своими успехами, привлекать новых акционеров и способствовать тому, чтобы стоимость ваших акций росла и радовала своих инвесторов, тогда это откроет путь к масштабированию и к новому потенциалу привлечения капитала.

Миф № 3: Выпуск ценных бумаг приведет к потере контроля над компанией.

Если выпускать облигации, то доля участников компании не размывается, поэтому контроль над компанией сохраняется за действующими акционерами. Если же привлекать инвесторов в капитал, то размытие доли основателя возможно с сохранением контроля и его не стоит рассматривать как однозначный минус. Управление компанией через совет директоров с представителями разных групп акционеров в составе на самом деле может положительно сказаться на развитии бизнеса и увеличить стоимость компании. Если сформировать сильный совет директоров, то он дает большую качественную экспертизу, поможет в разработке отличной стратегии. Чем больше будет независимых директоров, тем лучше и качественнее будет управляться компания.

Миф № 4: Это займет слишком много времени.

Технически выпуск облигаций сегодня занимает минимум два месяца. Дебютные выпуски облигаций у новичков могут занять более продолжительные сроки, потому что финансовый менеджмент компании по ходу учится собирать и консолидировать управленческую информацию, впервые выходя на фондовый рынок. Благодаря помощи финансовых консультантов в лице инвестиционных компаний этот путь может быть более быстрым и безболезненным.

Миф № 5: Только компании с прибылью могут выпускать ценные бумаги.

На самом деле этот барьер, который ранее существовал, сегодня также упразднен. Например, есть новые компании, которые создавались под конкретный проект. В первые годы они вкладываются в строительство, закуп нового оборудования или что-то еще. И какое-то время могут нести убытки, при этом инвесторам такие проекты и компании интересны, потому что в будущем могут принести окупаемую прибыль. Для таких бизнесов дорога на фондовый рынок не закрыта, они могут привлекать финансирование, выпуская облигации. Главное, чтобы оценка денежных потоков перекрывала обязательства по облигациям. Для этого компания должна иметь конкретный бизнес-проект, где указан четкий финансовый план, расписаны прогнозируемые денежные потоки, достаточные для обслуживания долга.

Миф № 6: Выпуск ценных бумаг — это только для компаний с долгой историей.

Дорога для новичков на фондовый рынок не закрыта. Фондовые площадки сегодня все больше и больше идут по пути либерализации требований. Даже вновь создаваемые проектные компании, способные быстро масштабироваться и захватывать рынок, интересны инвесторам, и соответственно - для них тоже открыты двери на фондовый рынок. Главное, чтобы бизнес-план компании был окупаемым с учетом процентных выплат по долгу. Такая проектная компания запускается под выпуск какого-то одного монопродукта или монорынка. Оператор проекта может выпустить облигации, привлечь средства для инвестиций, реализовать его и расплатиться с инвесторами.

Миф № 7: Это слишком рискованно.

Любой предпринимательский бизнес связан с риском. В случае выпуска облигаций риск возникает у обеих сторон – у эмитента в качестве заемщика, и у инвесторов в качестве кредиторов. Поэтому, прежде чем идти на фондовый рынок, нужно тщательно просчитать бизнес-план, бюджет, прогноз денежных потоков, договориться со всеми поставщиками, заказчиками, подрядчиками и так далее. Если все это грамотно составлено и аргументировано, то инвесторы поверят эмитенту и, соответственно, будут покупать его облигации.

Чем более уверенно держится предприниматель, чем убедительнее меморандум и проспект эмиссии, тем больше инвесторов получится привлечь и уменьшить тем самым стоимость заимствования. Кроме того, многие эмитенты практикуют повторные выпуски облигаций для того, чтобы рефинансировать ранее привлеченные займы. То есть, чтобы не отвлекать деньги с оборота на обслуживание долга, компания выпускает новые облигации, направляя вновь привлеченные деньги на погашение предыдущих займов. При этом основные денежные средства находятся по-прежнему в обороте и приносят бизнесу прибыль.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    telegramtelegram
    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке