Реклама
  1. Главная
  2. Финансы
  3. IPO КТЖ без реформы: риски монополизации и торможение отрасли

IPO КТЖ без реформы: риски монополизации и торможение отрасли

После размещения акций Қазақстан темір жолы «давление на рост тарифов неизбежно усилится»

Автор:
Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

Автор: руководитель Ассоциации тарифных экспертов Республики Казахстан Еркин Жусанбаев

Планируемое в 2025 году IPO НК «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) при сохранении в периметре компании магистральной железнодорожной сети (МЖС) консервирует неэффективную структуру и регулирование отрасли на долгие годы.

Почему текущий подход к приватизации национального перевозчика может привести к усилению негативных тенденций в отрасли?

Сохранение МЖС в структуре КТЖ не только закрепляет монопольное положение компании, но и усугубляет существующие проблемы с эффективностью управления.

Ключевой проблемой монопольной структуры в отрасли является асимметрия информации. На практике это проявляется в том, что регуляторы и даже руководство компании не получают полной и достоверной информации о реальном состоянии активов и эффективности операций. Нижние уровни управления склонны скрывать проблемы и завышать потребности в ресурсах, что приводит к снижению производительности и искажению инвестиционного планирования.

При этом в отсутствие конкуренции за клиентов менеджмент компании просто перекладывает издержки неэффективной организации деятельности и решений, основанных на неполной или искаженной информации, на потребителей.  

Сохранение контрольного пакета акций за государством сохраняет существующую модель взаимоотношений компании с государством и институциональный конфликт интересов. Оценка руководства компании на высшем политическом уровне основана не на анализе коммерческих и производственных показателей, а на отчетах о реализации политически значимых акций и проектов.

Ситуация усугубляется отсутствием в рамках существующей институциональной модели финансовой прозрачности и перекрестного субсидирования эксплуатационных и капитальных расходов между разными сегментами бизнеса, потребителями и государственным финансированием социально значимых услуг и инвестиций в инфраструктуру.     

Приватизация любой доли монополии не устраняет проблем ее технической и аллокативной эффективности, но порождает новые, связанные с необходимостью обеспечения привлекательной маржинальности для частных акционеров. В странах, где нет конкуренции магистральных железнодорожных сетей, магистральная сеть принадлежит государству и рассматривается как общественное благо, а маржинальность оператора-владельца не превышает уровня вознаграждения, выплачиваемого по долговым обязательствам.

Давайте рассмотрим влияние асимметрии информации в монопольной структуре на принятие долгосрочных инвестиционных планов компании и государства. Так, Концепция развития железнодорожного транспорта Казахстана до 2029 года предусматривает инвестиции в строительство 550 км новых линий, около 5 тыс. км вторых путей, строительство и модернизацию 184 раздельных пунктов, внедрение автоблокировки на 2618 км общей стоимостью 5,3 трлн тенге. Указанные инвестиции позволят поднять участковую скорость движения поездов по сети с 39 км/ч до 44 км/ч (в 2015 году участковая скорость составляла 43,97 км/ч).   

Такой масштаб инвестиций обусловлен «нехваткой» пропускной способности сети, приводящей к большому проценту «брошенных» поездов и «невозможности» предоставления услуг магистральной железнодорожной сети частным грузовым перевозчикам.  

Интенсивность использования путей в Казахстане (6500-7500 поездо-км/км) в 5-10 раз ниже, чем в развитых странах.

На 2023 год протяженность эксплуатационной длины железных дорог Казахстана составляла 16 тыс. км при грузообороте 262 млрд ткм.

Для сравнения: протяженность эксплуатационной длины железных дорог Казахстана в 1991 году составляла 14 тыс. км при грузообороте 382 млрд ткм. То есть интенсивность движения поездов в 1991-м была 27,3 ткм/км против 16,4 ткм/км в 2023 году.    

Снижение пропускной способности при росте мощностей путевой инфраструктуры обусловлено ухудшением качества организации и управления перевозочным процессом, устаревшими технологиями и снижением качества человеческого капитала.

Однако концепция предлагает наращивание мощностей, которых также не будет хватать при дальнейшей деградации управления, человеческого капитала и технологий.

Заложенные в концепции инвестиционные потребности представляются существенно завышенными и недостаточно обоснованными, особенно в условиях политики «затягивания поясов».

После проведения IPO давление на рост тарифов неизбежно усилится. Компании потребуется обеспечивать привлекательную доходность для инвесторов, что в условиях монополии будет достигаться преимущественно за счет повышения тарифов, а не через оптимизацию затрат и повышение эффективности.

Несмотря на то, что тарифы КТЖ растут быстрее, чем в предыдущие годы, в долгосрочной перспективе они не могут опережать рост цен в экономике, поскольку:

  • тарифы сами являются проинфляционным фактором в экономике;

  • платежеспособный спрос на перевозки зависит от колебаний цен на казахстанскую продукцию на мировых рынках;

  • тарифы железнодорожных перевозок не могут существенно превышать цены на автоперевозки.

При этом возникает замкнутый круг: рост тарифов ведет к снижению конкурентоспособности железнодорожных перевозок, что приводит к падению объемов и дальнейшему росту удельных издержек. В результате компания вынуждена снова повышать тарифы, что отразится на конкурентоспособности грузоотправителей.

Для минимизации указанных рисков необходима предварительная реформа железнодорожной отрасли, включающая:

  • выделение МЖС в отдельную компанию;

  • обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре;

  • дерегулирование тарифов при наличии альтернативных поставщиков транспортных услуг.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    google-newsgoogle-news
    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке