Ненефтяной дефицит бюджета в 2023 году составил 7,4% к ВВП
На снижение показателя повлияли неналоговые поступления - выплата дивидендов через продажу акций КМГ в НацфондВ 2023 году поступления в бюджет Казахстана сложились значительно ниже плановых значений, что привело к расширению его дефицита дополнительным изъятиям валютных активов Нацфонда через покупку акций «КазМунайГаза» и последующую выплату дивидендов фонда «Самрук-Қазына» в республиканский бюджет. Об этом говорится в Отчете о финансовой стабильности Казахстана за 2023 год, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«С внедрением бюджетных правил в 2023 году и их частичным соблюдением доля трансфертов из НФ в поступлениях республиканского бюджета значительно снизилась. Тем не менее темпы роста расходов бюджета оставались неустойчивыми, что привело к необходимости привлечения дополнительных средств из НФ РК. Дальнейшее соблюдение бюджетных правил является необходимым условием для обеспечения сбалансированности государственных финансов. На фоне снижения мировых цен на нефть поступления в НФ РК снизились, однако чистые поступления в НФ РК оставались положительными, а инвестиционная доходность валютных активов НФ РК составила 11,4%, что способствовало росту валютных активов по итогам 2023 года», - говорится в документе.
Чистые финансовые активы правительства выросли в номинальном выражении в 2023 году, однако снизились по отношению к ВВП, что сужает фискальное пространство и потенциально снижает устойчивость в долгосрочной перспективе.
Дефицит республиканского бюджета по итогам 2023 года составил 3,1 трлн тенге, или 2,6% к ВВП, увеличившись в номинальном объеме на 30,5% по сравнению с 2022 годом. Ненефтяной дефицит республиканского бюджета в 2023 году составил 8,8 трлн тенге, или 7,4% к ВВП, снизившись по отношению к ВВП на 1,2% по сравнению с 2022 годом.
«Стоит учитывать, что на снижение ненефтяного дефицита значительно повлияли неналоговые поступления республиканского бюджета в виде выплаты дивидендов через продажи акций КМГ в Нацфонд на сумму 1,3 трлн тенге, что составляет порядка 1% к ВВП. Таким образом, если учитывать продажу акций КМГ, ненефтяной дефицит бюджета в 2023 году составил 10 трлн тенге, или 8,4% к ВВП, что значительно выше целевого значения в 6,7% к ВВП согласно Концепции управления государственными финансами до 2030 года», - указывается в отчете.
Доля трансфертов из Нацфонда в структуре поступлений госбюджета значительно снизилась до 15,9% в 2023 году. Для сравнения: средние значения за предыдущие 5 и 10 лет составили 26,1% и 27,8%, соответственно. Однако, если учитывать использование средств НФ на приобретение акций КМГ, доля использования активов НФ составила 21,1% в 2023 году. Таким образом, внедрение бюджетных правил способствовало снижению изъятий активов НФ.
Налоговые поступления в госбюджет составили 18,9 трлн тенге в 2023 году, увеличившись на 27,4% по сравнению с 2022 годом. Наибольший вклад в рост налоговых поступлений внесли поступления по налогу на добавленную стоимость (НДС), корпоративный подоходный налог с субъектов крупного предпринимательства, зачисляемый в республиканский бюджет, (КПН РБ) и индивидуальный подоходный налог с физических лиц (ИПН). Данные поступления в 2023 году составили 5,7 трлн тенге, 3,9 трлн тенге и 2 трлн тенге, соответственно.
«Несмотря на значительный рост поступлений по КПН и НДС, суммарное неисполнение по данным категориям составило порядка 1,2 трлн тенге. В этих условиях правительством были привлечены дополнительные средства Нацфонда для финансирования республиканского бюджета через покупку акций КМГ на 1,3 трлн тенге, что способствовало росту неналоговых поступлений в бюджет. Таким образом, за счет привлечения дополнительных средств за счет активов НФ неисполнение поступлений республиканского бюджета составило 11,9 млрд тенге, а поступления государственного бюджета за счет перевыполнения планов поступлений в местные бюджеты были выполнены сверх плана на 566,9 млрд тенге», - указывается в документе.
Несмотря на значительный рост доходов бюджета, разрыв между расходами и доходами республиканского бюджета остается существенным. Стоит отметить, что в 2023 году бюджетные правила, направленные на ограничение темпов роста расходов, не применялись при уточнении республиканского бюджета. Так, расходы республиканского бюджета на 2023 год, сформированные в размере 21 трлн тенге, были увеличены при уточнении республиканского бюджета на 1,5 трлн тенге, до 22,5 трлн тенге. Увеличение расходов бюджета происходило, в том числе, за счет привлечения дополнительных целевых трансфертов из Нацфонда в размере 800 млрд тенге.
Налоговые поступления от организаций нефтяного сектора в Нацфонд составили 4,6 трлн тенге, или 3,8% к ВВП, снизившись на 28,8% по сравнению с 2022 годом из-за снижения мировых цен на нефть. По итогам 2023 года чистые поступления в НФ составили 557,4 млрд тенге, или 0,5%% к ВВП. Как следствие, активы НФ увеличились с 26,8 трлн тенге в 2022 году до 29,9 трлн тенге в 2023 году, в том числе за счет увеличения инвестиционного дохода по валютным активам Нацфонда до 11,4%.
Расходы госбюджета в 2023 году составили 28 трлн тенге, или 23,5% к ВВП, увеличившись на 24,7% по сравнению с 2022 годом. Расходы на обслуживание государственного долга выросли на 37,4% по сравнению с 2022 годом и составили 1,9 трлн тенге, или 1,5% к ВВП.
«Правительственный долг по итогам 2023 года составил 24,9
трлн тенге, или 20,7% к ВВП. Динамика правительственного долга остается
устойчивой по отношению к ВВП, однако долговая нагрузка на республиканский
бюджет растет. Расходы на обслуживание правительственного долга в 2023 году составили
1,8 трлн тенге, увеличившись на 35,4% по сравнению с 2022 годом. Отношение
расходов на обслуживание правительственного долга к ненефтяным поступлениям республиканского
бюджета составило 14,8%, увеличившись на 1,8% с 2022 года», - говорится в документе.
По итогам 2023 года чистые финансовые активы правительства снизились до 4,1% к ВВП. В отчете указывается, что несбалансированность государственных финансов, которая выражается в высоком разрыве между расходами и доходами бюджета и покрывается за счет чистых финансовых активов правительства, ведет к сужению фискального пространства.