Как Home Credit Bank создает ценности для МСБ?

На конференции ПКБ эксперты рассказали, какие опции стали доступны для предпринимателей через их digital-банк и тенденциях на рынке
Фото: Руслан Пряников

Через год после запуска Home Credit Bank цифрового банка для МСБ количество пользователей платформы достигло 27 тыс., 8 тыс. из них активно делают транзакции. В 2025 году банк планирует выдавать кредиты для малого и среднего бизнеса. Какие опции уже доступны для этого сегмента и о трендах в E-com специалисты банка рассказали на конференции ПКБ: «Навстречу бизнесу».

Глава банка начал свое выступление с новости. «Нашему банку в 2025 году будет 20 лет. А с того момента, как мы запустили цифровой банк для МСБ – HCB Business, в августе исполнился ровно год», - отметил Кирил Бачваров.

Почему было принято решение запустить диджитал-банк для МСБ? Все дело в нашей миссии, - подчеркнул банкир.

«Она звучит так: мы рады помочь! Мы хотим создавать ценности для бизнеса в Казахстане! И это мы делаем уже 19 лет для наших клиентов. А более года назад мы решили запустить цифровой банк для малого и среднего бизнеса. Зачем нам это нужно? У нас уже было порядка 5-6 тыс. партнеров, с которыми мы работали по выдаче их клиентам кредитов. На тот момент 10% нашей клиентской базы были представлены ИП – это порядка 100 тыс. предпринимателей. Иногда мы выдавали им кредиты как физлицам, поэтому понимали все их «боли». Также мы видим, что МСБ – это очень перспективный сегмент в Казахстане. Количество компаний в крупном и среднем бизнесе из года в год почти не растет, а сегмент МСБ ежегодно увеличивается на 25-27%. МСБ создает множество рабочих мест, его доля в ВВП превышает треть. Поэтому мы решили, что начнем помогать и МСБ развиваться», - отметил банкир.

Чтобы закрыть потребности многих МСБ, банк выбрал несколько стратегических направлений. Главное из них - развитие транзакционных услуг. «После ухода в 2022-м некоторых банков с рынка появились возможности в данном направлении. И поэтому решили сфокусироваться на наших партнерах – мерчантах. «Через онлайн-банк предприниматель может оперативно подключить кабинет мерчанта. А уже к нему он может «привязать» несколько своих торговых точек из разных городов к QR. Компания сможет с помощью QR-кода в считаные минуты предоставлять своим покупателям товары в рассрочку. И не важно, является ли покупатель клиентом нашего банка или нет», - отметил Кирил Бачваров.

Также банк сделал акцент на МСБ, который сотрудничает с зарубежными партнерами. «Они смогут осуществлять быстрые переводы в другие страны в нескольких валютах. Здесь нам есть над чем поработать: мы пока не запустили переводы в юанях и дирхамах. Думаю, в начале 2025 года сделаем этот шаг», - подчеркнул банкир.

В процессе «обкатки» сервисов для МСБ с августа 2023 года весь функционал для них был бесплатным. «Нам важно было, чтобы предприниматели попробовали наши новые услуги и оценили их эффект. И только в марте 2024 года эти опции стали платными. Несмотря на то, что нашему диджитал-банку для МСБ только год, наша клиентская база (по МСБ – Ред.) уже достигла 27 тыс., 8 тыс. из них активно «транзачат», порядка  20 млрд выданных займов через мерчант-кабинет, около 15 млрд тенге – остатки на счетах. Для нас это отличные цифры! Уже в первом квартале 2025 года в планах запустить «пилот» по кредитованию МСБ», - отметил глава банка.

Какая еще опция стала доступна, рассказала управляющий директор МСБ Арина Лепихова. Она подчеркнула, что МСБ теперь сможет принимать платежи от контрагентов из любого банка. Этот сегмент не покрывает ни один банк. «Мы провели анализ, и он показал, что из 20 млн казахстанцев 15 млн пользуются банковскими продуктами. Из них у 300 тыс. физических и юрлиц есть потребность принимать оплату за товар как через карты зарубежных банков, так и банков с открытыми экосистемами. Кликнув ссылку на оплату, наш пользователь может оплатить за услугу, даже если он не клиент банка РК. Этот процесс займет пару минут. Предприниматель может через наше приложение также «выводить» аналитику по продажам, отслеживать статус платежа и так далее», - отметила она.

Инновации «не создаются просто так», - напомнила Арина Лепихова. «Нужно всегда изучать, что происходит в мире, в Казахстане. Это мы и делаем, всегда отслеживаем тренды. Давайте посмотрим на данные по E-commerce. В 2023 году этот рынок в мире вырос на 10%, в Казахстане - на 23%. Если же посмотреть на этот сегмент немного под другим углом, то можно проанализировать и рынок социальной коммерции. Он также растет. Например, у нас в стране 13 млн пользователей соцсетей, в 2023 году доход от продаж через соцсети достиг 200 млн долларов. По прогнозам, к 2025 году этот показатель вырастет в 4 раза. Стоит ли говорить, что соцсети стали важным каналом продаж для многих американских компаний. Интеграция с Facebook, Instagram и TikTok позволяет брендам эффективно взаимодействовать с клиентами, увеличивать объем продаж. Этот тренд не должен пройти мимо, мы как банк намерены на него реагировать», - отметила Арина Лепихова.

Банкам и бизнесу стоит изучать и цифровые привычки разных поколений. «Мы наблюдаем смену поколений. Например, поколение «альфа» (рождены с 2013 года) и Z (с 1997 по 2012 год) по сравнению с миллениалами (с 1981 по 1996 год) имеют совершенно другие привычки, потребности. «Альфа» и Z все покупки совершают в основном через интернет. Это мировой тренд. И они требуют к себе специфического внимания, особых инструментов для взаимодействия. В ближайшие годы миллениалы достигнут пика своей покупательной способности – они станут ключевой аудиторией для бизнеса. Основной рост соцкоммерции произойдет за счет миллениалов и поколения Z. К 2025 году они будут обеспечивать 62% мировых расходов в этой сфере», - сообщила Арина Лепихова.

В банке не остановятся на достигнутом. Вскоре МСБ сможет воспользоваться новыми интересными опциями HCB Business.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤